Фотограф номер 1, который не любит фотографировать. Александр Кадников

В Крыму не должно быть бухгалтеров и юристов, только художники, писатели и конечно фотографы.

В Крыму красота в каждом листочке-цветочке и облачке. Рисуй, пиши, фотографируй. Куда ехать за вдохновением, конечно в Крым! Один из интереснейших Крымских фотографов Александр Кадников, не любит, когда его называют фотографом №1 Крыма, а почему бы и нет кто-то должен быть первым. А впрочем, первый или не первый, какая разница, меня Александр покорил сначала своими работами, затем потрясающим чувством юмора!

В одном из интервью, Вы написали о своем желании стать сапожником, что привлекало в этой профессии? Вы хотели ремонтировать или создавать обувь?

Я никогда не хотел быть сапожником, просто после школы надо было перекантоваться год до армии, и мачеха предложила пойти учиться в ПТУ на сапожника, стипендия 80 рублей и всегда живые деньги, а это 1984г. Придя 2 сентября в училище и увидев просветленные лица в группе сапожников, я категорически понял, что это не мой жизненный вектор. В этом училище была группа фотографов широкого профиля и возможно, что именно широкий профиль и определил мой окончательный выбор, так я стал фотографом.

Что Вас привлекает в модели или в объекте? Какими они должны быть для того чтобы Вам захотелось запечатлеть их в фотографии?

Для модели: открытость и оригинальность, блеск в глазах и небольшой авантюризм, так же обязательное цитирование наизусть Ὀδύσσεια Гомера. Для местности – атмосфера и правильное наполнение электромагнитным излучением.

У Вас потрясающее чувство юмора!

В одном из интервью Вас называют фотографом номер 1 в Крыму, как Вы к этому относитесь?

В творчестве очень сомнительная характеристика номер 1, номер 2 или номер 3. Это очень сомнительная история, она может лелеет внутреннее эго, но на самом деле это смотрится смешно. Это все внешняя шелуха.

Позвольте я с Вами все-таки поспорю. Я, впервые попав на вашу выставку, купила книгу с Вашими фотографиями. Это действительно редкость, когда, глядя на фотографию, хочется её купить. Я считаю, что, когда Вас называют фотографом номер 1 в Крыму это вполне заслуженно. А как бы Вы сами себя назвали? Кто Вы в Крыму?

Я сейчас скажу парадоксальную вещь – я фотограф, который не любит фотографировать! Это игра слов, такая самоирония. Сейчас взял в руки фотоаппарат и уже фотограф. Да, это очень здорово, что техника нам позволяет передать свой внутренний мир. По фотографиям мы видим, кто и что из себя представляет. Музыку легко написать, но тяжело исполнить – в поэзии тоже самое, легко написать, но действительно хороших стихов очень мало. Точно также ничто не мешает стать художником. Раньше учиться на художника было долго и дорого: краска, холст – все дорогое. Докажи еще, что ты художник. Сейчас, слава Богу, не надо доказывать, мы все творческие люди. Уникальность нашего времени - исчезла иерархия. Уже нет авторитетов, я сам себе царь, я сам себе начальник, я сам себе герой.

Вот это может быть путаницей для людей, которые вне контекста искусства вообще. Которые не знают кто такой Рембранд - «быстренько посмотрю там в интернете». У меня был опыт, связанный с Пикассо. Когда ты смотришь в интернете изображения – ну да, гениальный художник. Но в Барселоне на открытии его 3х этажного музея, ты понимаешь, насколько это гениальный художник. Нравится, не нравится – это вопрос вкуса. Он изменил живопись. Понимаешь, что он был гениален и в розовый период, и в голубой, его кубизм. Чувствуется его энергия и мощь.

Чего нам здесь не хватает, творческим людям – у нас нет обмена. Мы все в Крыму варимся в собственном соку.  

Вам не хватает единомышленников?

А в творчестве единомышленники интересны, если они подпитывают тебя каким-то идеями. Мне интересно работать с художниками, потому что ты не закрываешься в фотографическом изображении. Все-таки это визуальный вид искусства. Но если фотограф, условно скажем, фиксирует реальность, либо создает реальность с помощью натюрморта, с помощью сюрреалистических картинок, то художник – что захотел, то и нарисовал. Эта свобода мысли очень интересна мне в фотографии!

Вот в чем сложность Крымских фотографов, которые любят фотографировать пейзаж?

Если я скажу, что основная их сложность в том, что их много я угадаю?

Абсолютно Вы правы! Основная сложность в том, что они, то что видят, то и фиксируют. А пейзаж, это не то что ты видишь, а то что ты внутри чувствуешь, как ты его видишь. Ты можешь снять, условно говоря какой-то обломок камня и это будет вселенная, а просто сделать красивый пейзаж – он уже данность. Раньше, лет 30-50 это было технически сложно, и это было интересно, сейчас – нет, снимать можно на телефон.

Хорошо можно снимать, к тому же, да и в телефоне стоит фоторедактор. Кстати, пользуетесь ли Вы компьютерной обработкой?

Очень минимально. Я стараюсь снять так, чтобы изначально была нормальная картинка. Понятно, это сырой материал, его надо чуть-чуть скадрировать. Раньше это все при печати делалось.

То есть фильтрами Вы не пользуетесь?

Ну в коммерческих целях – да, применяешь фильтр, чтобы смягчить морщины.

Скажите, пожалуйста, Вы сказали, что Вы с театром работаете?

Да, я работаю в театре. Я театральный фотограф.

С какими изданиями Вы сейчас сотрудничаете? Раньше у Вас был огромный послужной список: журналы GQ, Эсквайр публиковали Ваши фотографии.

После 2014 года все изменилось. Я целенаправленно выстраивал свою карьеру, а после 2014 года все изменилось и пришлось начинать все с начала.

Как все изменилось в лучшую, в худшую сторону, стало по-другому?

Стало по-другому. У меня все было заточено на Киев.

А сейчас иностранные журналы сотрудничают с крымскими художниками и фотографами?

Нет, мы в опале все.

Работая в Киеве, я понял, что профессия фотографа прекращает быть элитарной. Раньше надо было иметь хорошую аппаратуру, проявлять пленку, напечатать, то сейчас проще взять мальчика, который намолотит 300 кадров, из которых выберется один снимок. Из количества иногда можно сделать качество.

Когда появились первые доступные цифровые камеры, произошла революция техническая. Цифровая камера изменила все. Появилась цифра и изменилась картинка. Можно теперь снимать ночью без вспышки. Либо что-то на лету снимать. Под водой ладно – там еще снимали. Сейчас каждый может купить хороший фотоаппарат и технически сделать хорошую картинку.

Каждый может купить швейную машинку и стать дизайнером, но по факту это не так?

Рисовать могут все, а художником стать - это уже нет. Это и призвание, и образ жизни, и желание, это все уже вместе.

Здесь и воспитание, и какие-то внутренние качества?

Мне кажется желание, это все-таки основа искусства. Фотограф, снимающий свадьбы, либо на документы – он тоже фотограф, причем профессиональный, он зарабатывает этим. Либо ты делаешь какие-то натюрморты и с трудом отбиваешь затраты на это. Есть какие-то вещи, за которые раньше я бы даже не брался, мне это было просто не интересно. Но сейчас приходится это делать, тратить на это время – потому что я понимаю, что, заработав деньги, я могу сделать какой-то проект. Так сложилось, что у нас в Крыму все говорят об искусстве, но мало кто этим хочет заниматься, ну таковы реалии. У нас нет галерей, вот допустим, только в Севастополе есть какие-то галереи. Приехали знакомые – спрашивают, где галереи чтобы картины продать, я к своему ужасу понял, что их нет.

Сейчас для Крыма не самые лучшие времена, потому что Запад нас вычеркнул, с Москвой тоже сложно. Сейчас нет дефицита творческой единицы. Либо ты понимаешь, что ты не гений, раз к тебе не едут и не покупают. Если бы ты был гений, ты делал какую-то такую вещь, что приезжали бы люди с любой точки мира и покупали у тебя работу. Вот тогда ты фотограф №1, художник №1, поэт №1.

С одной стороны, ты должен выдавать на-гора результат. Крым прекрасное место, Вы это понимаете, отсюда сложно уехать. Каждый раз начинать что-то заново – вот и думаешь, а надо ли мне это? Я делаю что-то, мне этого хватает. Видно мои амбиции на сегодняшний день, а завтра все может измениться, но на сегодняшний день они связаны с Крымом.

Вы объективно оцениваете реальность.

Биться головой об стену надо всегда, но все-таки если видишь контур двери, сильнее надо разбежаться. Понятно, что разобьешь лоб, но есть шанс, что и стена дрогнет. И опять же, я не беру сейчас мистическую составляющую творчества, а такую более философско-бытовую. Не бытийную, а бытовую. Мы находимся все в том месте, в котором должны находиться, это не предназначение – это рок, судьба в Крыму жить и умереть. А значит, тебе надо побыть в Крыму, посидеть, подумать.

Работа у художника замкнутая, у фотографа все-таки выходишь в люди, надо общаться, показывать свой интеллектуальный уровень. Знаете, вот чем творческие люди моего возраста проигрывают молодым?

У Вас же есть уже наработанное имя.

Это Вы знаете. Вот Вы были на моей выставке. Что в Киеве, что в Москве, что в Симферополе процент людей, которые интересуются искусством плюс-минус одинаков. Просто Москва – 15 млн., и наш Симферополь, где 300 000 человек. Понятно, что в Москве проходят выставки, там больше интерес подогревается, больше рекламы. Интернет, весь мир открыт, но с другой стороны, как мне сказал один приятель, что такое интернет? Это вот ты подошел к окну, открыл его, крикнул, кто тебя услышал, увидел? Я вот тоже думал – я фотограф, занимаюсь 35 лет фотографией меня должна каждая собака знать. Меня знает очень маленький, узкий круг. Причем я работаю в разноплановых жанрах. Люди знакомые как-то говорят: а ты ведь фотографируешь! А ходить всем говорить, что я фотограф, это будет идиотизм. Я превращусь в городского сумасшедшего. А молодому проще, потому что он все время кричит: я фотограф, я фотограф! Как-то два года назад в музыкальном театре было мероприятие «Ночь искусств». Я вел мастер-класс и взяли какого-то молодого пацанчика. Вот у него подвешен язык, он нес полную чепуху просто эмоционально, а его КПД – копейки. Я ж привык: раз мастер-класс, надо какими-то знаниями делиться. Ничего подобного – он просто рассказывал, какая погода за окном. А если я так буду рассказывать, все посмотрят и скажут из ума выжил человек.

Понятно, что у Вас разный статус, разный возраст.

Знаете, в моей жизни было несколько человек, которые мне говорили, мы станем фотографами лучше тебя! Где эти люди? Во-первых, это было смешно слышать, потому что я подвинусь, становитесь.

Постмодернизм в фотографии. Большинство фотографий - красивая картинка и ничего больше. Ваш стиль уникален? Есть ли еще фотографы постмодернисты?

Да, конечно – начиная от Бориса Михайлова и Martin Parr, которые оказали на меня особое влияние, а также большую интерференцию оказала поэзия 松尾芭蕉 (Басё) и 杜甫 (Ду Фу). Для творческой единицы важно найти свой путь-почерк-тембр. Но найдя, не останавливаться искать себя дальше, выше, глубже.

Вы много путешествовали по миру. Расскажите о самой запоминающейся поездке.

Каждая поездка была уникальна по-своему. Ведь в пресс-туре журналистам пытаются показать весь «цимес» посещаемой страны. На Мальте был настолько плотный график мероприятий, что я единственный, кто выдержал весь марафон впечатлений. Мне как фотографу было интересно все: люди, история, гастрономия, праздники, активный отдых. В Китае первое время ощущал себя попавшим на другую планету. Начиная с восточного менталитета, заканчивая сплетением величественной истории с ультрасовременной реальностью. 兵馬俑 (Бинма Юн, терракотовая армия) впечатляет своим могуществом и уникальностью. Более 8 тысяч воинов как живые стоят в боевом порядке, готовые ожить по первому приказу своего императора. Но самой неповторимой была поездка в Сирию. У меня было впечатление, что я на самокате времени, не на машине времени, а именно, на самокате принесся в страну библейских летописей и приключений. Дамаск со своей почти 5000 летней историей дышит многообразием и разновидностью практически каждой улицей. А как не вспомнить пресс-тур на одном из самых больших круизных кораблей «Mariner of the Seas» (Моряк морей) на Карибы: Haïti, Mexico, Jamaica, Georgetown и USA. Кормление скатов в Grand Cayman (Атлантический океан) и bad trip Dunn's River Falls (водопад Даннс-Ривер) на Ямайке. А паломнические поездки в Иерусалим и в монашескую республику Афон (Греция), а Италия, Испания, Франция! Боюсь, что сложно выделить одну самую-самую из более 30-ти поездок от Мексики до Китая.

Расскажите о своих творческих планах.

Творческие планы в наше ковидное время стараюсь не «светить». Но специально для вас приоткрою «линию светотени»: готовлю две персональные выставки. Надеюсь, что пролетающая комета C/2020 F3 (neowise) все срежиссирует в лучшем виде.

Автор

Квасневская Ольга

Фото

Александр Кадников

Дата: 19.08.2020 10:36 Просмотров: 257