Синица Василина Борисовна – специалист отдела хореографического искусства ГРДНТ им. В. Д. Поленова (г. Москва), родилась в январе 1977 года в г. Донецке (УССР).
Танцы занимали важную роль в жизни Василины Синицы с самого детства. 10 лет она провела в Детском образцовом ансамбле танца «Зарница» Дворца культуры им. В.И. Ленина. Ближе к 16 годам девушка поняла, что ей нравится делиться своими знаниями и умениями с другими. В дальнейшем это стало её главным призванием. Имеет за плечами огромный опыт работы преподавателем музыки и ритмики, а также руководителем и балетмейстером коллектива народного танца. С 2019 по 2022 гг. работала в Республиканском доме народного творчества и кино г. Донецка Донецкой Народной Республики. С 2023 года работает в Москве. Василина Борисовна регулярно публикует методические разработки по хореографическому жанру; повышает уровень профессионального мастерства.
«Тело без движения подобно стоячей воде, которая портится, гниет и плесневеет». Это, правда, сказал греческий философ Эсхил, но это и мой главный лозунг. В своей деятельности руководствуюсь девизами «Работаем дальше!» и «Если не знаешь, что делать – начни все сначала!», – отмечает Василина Синица.
Наша жизнь, от первого и до последнего вздоха, пропитана игрой. Игра является основой нашего восприятия и познания мира. Все наше детство, дома, в детском саду, школе, на улице, спортивной секции или различных кружках мы сталкиваемся с игрой. И она занимает большую часть нашего времени. Через игры мы учимся коммуницировать, вырабатывать необходимые модели поведения, приобретаем навыки, развиваем ловкость, координацию, речь, сообразительность, быстрее усваиваем полученную информацию. Можно часами рассказывать ребенку о необходимости правильных действий и не получить ожидаемого результата, но поиграть с ним короткий промежуток времени, и ребенок усвоит все.
Игра является важнейшим средством воспитания и обучения детей. Как отмечал замечательный педагог А.С. Макаренко, который большое внимание в своей педагогической практике уделял детским играм, говоря о детях «…. у него есть потребность в игре, и ее нужно удовлетворить, и не потому, что делу время, потехе час, а потому, что как ребенок играет, так он будет и работать». Поэтому, в основу обучения детей младшего школьного возраста хореографическому мастерству, необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органическим компонентом урока. Игра – это понятный язык действий в дошкольном возрасте. Это способ найти точки соприкосновения двух миров – детского, еще наивного и фантазийного и прагматичного мира взрослых с его темпом, контролем времени и чередой необходимостей. Например, на уроке ритмопластики игра не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют развитию умения целенаправленно трудиться, вызывают повышенный интерес к уроку. Специфика обучения ритмики связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением.
Для педагога-наставника обучение детей младшего школьного возраста большая ответственность и здесь следует опираться на слова великого педагога К. Д. Ушинского «Для дитяти игра — действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание». Чтобы действительно вовлечь детей в игру-урок, нужно самому стать ребенком, вспомнить свое детство и исходя из этого выстраивать обучающий процесс. Т.е. педагогу нужно стать «заводилой» группы обучающихся, примером для подражания! Задача педагога–хореографа – воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению своими эмоциями, пониманию прекрасного. Одним из важных факторов работы на начальном этапе обучения является использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Важно помнить, что дети еще не обладают уверенным владением своими движениями, не обладают отточенной грацией, но с удовольствием копируют интересные для них положения рук и ног, и стараются их повторить. Длительное изучение, проработка небольшого количества движений (на первоначальном этапе), разнообразие сочетаний танцевальных движений в игровой форме, создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей, дает возможность качественного усвоения материала, что в дальнейшем является прочным фундаментом знаний и личного мастерства.
Не стоит забывать, что в процессе ритмических занятий естественно развиваются определенные физические качества ребенка: увеличивается подвижность в суставах, сила мышц, выносливость. При работе с детьми следует помнить, что морфологическое и функциональное развитие осуществляется неравномерно в различных возрастных группах, поэтому повышение физических и интеллектуальных нагрузок, отражаемое в богатом разнообразии материала и впечатлений, должно соответствовать той или иной возрастной группе.
Периоды ускоренного возраста (сенситивные) чередуются с замедлением, стабилизацией. Наиболее благоприятным для развития тех или иных физических качеств является период, совпадающий с естественным ускорением развития соответствующих способностей. Для всего этого педагогу-хореографу необходимо продолжать свое развитие, повышать компетенции в разных областях, следить за передовыми практиками и исследованиями. Мир меняется очень быстро, и дети быстрее взрослых адаптируются к этим изменениям, и педагогам нужно успевать за ними.
Детские игры являются базисными знаниями о жизни, ибо воспитывают, развивают в ребенке воображение, интеллект и фантазию, память, честность и внимание, трудолюбие и справедливость, наблюдательность. Коммуникативные навыки и двигательную активность, умение принимать решения и оценивать ситуацию – словом все, что составляет богатство человеческой личности. Игра даёт детям особое ощущение всесилия и свободы.
Эрнё Рубик писал: «Я верю, что в каждом человеке живет homoludens, которого можно разбудить. Рано или поздно, но все начинают играть: взрослые и дети, ученые и неученые, мужчины и женщины…Игра даёт нам редкую возможность объединить взрослых и детей, представителей всех народов…».
Интегрируя богатый мир детских игр с обучением, мы приобретаем возможность сделать интересным запоминание любых неинтересных, с точки зрения ребенка, движений и комбинаций, учебных заданий.