Хозяйка красоты – Гузалия Михайлова, в поисках прекрасного.

Люди, многогранные, добивающиеся в своей жизни поставленных целей всегда интересны. Интересно, что ими движет, что помогает в трудные минуты. Именно такой человек – Гузалия Михайлова. Мы поговорим об искусстве, вдохновении и любви.

Что обозначает твое имя – Гузалия?

Есть короткий вариант моего имени Гузель, дословно в переводе с тюркского – красивая. А Гузалия, когда добавляется окончание ия – это хозяйка. Поэтому Гузалия – это хозяйка красоты, та, которая создает красоту.

Гузалия, расскажи о самом ярком впечатлении из твоего детства

Вопрос очень интересный. Я родилась в глубинке, в Татарстане, в молодом городе Альметьевск (в этом году городу исполняется 70 лет), где архитектура, в основном, состояла из пятиэтажек –«хрущевок». Там находится одно из крупнейших предприятий России – «Татьнефть», на котором работал мой отец. Видимо, поэтому, самым ярким впечатлением была поездка в Самару, где  мы остановились в дореволюционном доме с высокими потолками. Это был исторический центр Самары.

А сколько тебе лет тогда было?

Мне было лет 10. Мы с родителями посещали музеи, у нас была обширная экскурсионная программа. Я тогда первый раз увидела и осознала красоту городской архитектуры. Пожалуй, это самое яркое впечатление, которое повлияло на формирование моего характера.

А что тебя в Самаре больше всего поразило, контраст с твоим городом?

То, что там были потрясающие архитектурные сооружения: дома купцов, драмтеатр, красивые церкви, старые домишки, широкие водные просторы и, главное, сам воздух, пропитанный историей. Это старинный город, основанный в XVI веке, который стоит на Волге, и тогда он еще назывался Куйбышев. Меня, маленькую девочку, которая родилась в совсем еще тогда молодом, маленьком городке, основанном в 1953г., поразил исторический дух Самары, что это город, который имеет историю. Тем людям, которые выросли в таких городах, как Казань, Новгород, Самара, наверное, трудно меня понять.

Да, я понимаю, были такие дома-коробочки, а истории никакой.

Да, на весь город был один драм театр, и то на татарском языке. Была картинная галерея, где висели шедевры современных коммунистических деятелей на фоне нефтяных вышек. Культурной атмосферы мне не хватало, а я к этому стремилась, пыталась создать красоту вокруг себя.

Почему тебя так тянуло к красоте, у тебя творческая семья?

По-разному можно воспринимать слово «творческая». Родители мои были из одной деревни. Дедушка по маминой линии был мастером на все руки. Создавал шедевры из ничего. Если помнишь были ручные швейные машинки, так он эту машинку переоборудовал в ножную и столешницу сделал всю витую, то есть сама столешница была деревянная, а ножки витые. Его называли мастер-золотые руки.

Папа неплохо рисовал, писал стихи, самое главное он был связан с музыкой.  Он был из семьи гармонистов и сам чудесно играл. А бабушка была очень известная плясунья, ее знала вся деревня. Дедушка играл, а она плясала.

А мама твоя чем занималась?

Мама была бухгалтером. Потом возглавляла соцзащиту. У нее была потребность заботится, поэтому она заботилась о пенсионерах. А еще она много вязала. Это были красивые платья, кардиганы, береты. Я многому училась у нее и у бабушки по ее линии.

Семья повлияла на выбор профессии?

Моя основная профессия, которая кормила меня много лет – экономист-бухгалтер. Это был мамин выбор, и ее главным доводом стала фраза «Бухгалтер нужен на любом предприятии, работа будет всегда, бухгалтер будет всегда при деньгах». В 90-е годы это было очень актуально, людям зарплату не платили, а бухгалтерия  выход находила.

Поскольку в нашем городе не было высших учебных заведений кроме вечернего филиала московского нефтяного института, я сначала закончила торговый техникум, а затем 5 лет учебы в Казанском Финансово-экономическом институте на экономиста по специальности «Бухучет, анализ аудит». Хотя у меня было очень сильное желание после 10-го класса поехать с девочками поступать в Москву учиться на художника-модельера, это проект я реализовать не смогла.  Там нужно было обязательно наличие диплома художественной школы. Я понимала, что просто не пройду по конкурсу. Но в основной профессии, будучи перфекционистом, я добилась высот и поставленных целей: сначала стала главным бухгалтером, потом финансовым директором.

Почему ты решила стать художником.

Свое намерение стать художником я вынашивала 10 лет. В детстве мечтала о художественной школе,  но не было возможности. В младших классах я сильно стеснялась своих рисунков, а в старших уже рисовала модели одежды для подруг, а потом сама и шила нарисованное.

Однако, я родом из СССР, где были стереотипы: надо выйти замуж, родить детей, работать. Я жила на автопилоте. Когда мне исполнилось 40, я все-таки нашла в себе силы переехать в Казань. Уехать из маленького города.

Это очень решительный шаг. Обычно после 40, особенно женщины редко меняют свою жизнь.

Меня подвигло на это то, что старший сын поступил в институт в Казань. Я, собственно, этого только и ждала. Сразу собрала все вещи и переехала. Было, конечно, трудно с нуля начинать. Именно в Казани случился развод после 20-летнего брака и меня понесло. Я и с парашютом прыгала, и на лошади каталась, и в Европу съездила, и рисовать начала. Тогда же я посетила мастер-класс в Москве по правополушарному рисованию, и сама удивилась своим вскрывшимся способностям.

Это какая-то школа была?

Это были двухдневные занятия, на которых просто объяснили, что есть бумага, есть краски и не надо ничего бояться. Рисуйте! Творите! Дерзайте!

Но не все смогут так нарисовать. Все-таки у тебя талант.

Да, желание творить красоту у меня было всегда! Начиная с 2012 года я активно училась у известной художницы Мили Нуруллиной, ходила на ее мастер-классы. Она признанный художник-импрессионист, член Союза художников Республики Татарстан. Именно Миля объясняла мне  как подбирать палитру, правильно составлять пропорции на картинах, показывала способы нанесения краски на холст, познакомила с масляной живописью. Но я понимала, что мне этого недостаточно, нужна еще теория. Я выучилась в Студии живописи в Казани, получила сертификат. Учиться не прекращаю до сих пор. Помимо различных курсов по созданию современных интерьерных картин разными техниками за последний год  прошла обучение по основам академического рисунка. Это обязательная база, которая необходима художнику. Нужно уметь правильно соотносить формы, компоновать рисунок, соблюдать пропорции. На холст изображение нужно переносить так, чтобы, зритель мог сфокусироваться на сюжете, чтобы сюжет его буквально «зацепил». В моем понимании картина должна иметь центральную тему и только тогда зритель сможет погрузиться в нее. Помимо этого, еще обязательно должны соблюдаться правила светотени, перспективы, гармонии цветовой палитры. Нельзя рисовать всеми красками подряд. Если три краски смешать в одну кучу, получиться серая грязь.

Так, в течение 10 лет мое творчество было моим  хобби. А летом 2022 года, в 51 год я дошла до точки невозврата, сказался профессиональный кризис. Я даже обратилась к подруге- психологу Гульнаре Лакотко, мастеру своего дела, и при ее содействии нашла в себе силы оставить карьеру финансового директора в престижной компании, входящей в структуру Госкорпорации, больше не держаться за высокую зарплату в позиции топ-менеджера и с головой окунулась в прекрасный мир творчества. , Меня многие не понимали, директор долго отговаривал, И тем не менее, настало то время, когда я решила уйти из профессии и поменять свою жизнь.

А как близкие к этому отнеслись?

Нужно отдать должное супругу. Он поддержал, сказал, ты не переживай, женщина не должна быть сосредоточена на карьере. Нужно пожить для себя.

Какой мудрый мужчина.

Да, что меня в нем и привлекло, так это его мудрость, интеллигентность, высокий интеллект. Если бы не было поддержки с его стороны, я бы, наверное, еще колебалась. А он сказал, иди по стезе художника, а я все остальное возьму на себя. Дети, у меня два сына взрослые, тоже поддержали. Они уже выросли, финансовая поддержка матери им больше не нужна, поэтому с их стороны тоже было полное одобрение.

Гузалия, откуда ты черпаешь вдохновение?

Для меня вдохновение, как слово вдох, чистый, свежий воздух. Это и яркое небо, и зеленая трава, и распустившиеся цветы, и большие деревья, и, конечно, мое любимое море.  Вдохновение я черпаю отовсюду. Я могу пойти на концерт, послушать классическую музыку Чайковского, Шостаковича, прийти, и что-то зарисовать. Когда мы находимся в отпуске, мне обязательно надо переносить на бумагу свои впечатления. Понимаешь, в такие моменты просто невозможно удержаться. Даже общение с человеком для меня источник вдохновения. Вот я сижу с тобой и вижу какой свет ты излучаешь, какая энергетика идет. Мне хочется эту энергетику запечатлеть на бумаге или холсте. Можно нарисовать внешность человека, а можно и его внутренний мир. Безусловно, это будет мое видение его внутреннего мира, моя интерпретация. Но переносить то, что я вижу, сразу на холст без разрешения человека, я не буду. С позиции этичности это допустимо только с его согласия.  

Скажи, а мистика в твоей жизни присутствует? Как ты относишься к гаданию на картах, к вещим снам?

Я считаю, что у каждого человека есть определенные способности. Особенно у женщин, у мужчин они менее активны. С картами я не дружу, гаданиями не занимаюсь. Но мне очень часто снятся сны, и во сне я могу очень многое увидеть и почерпнуть нужную информацию. Помимо этого, я занимаюсь медитациями, йогой. Йога, как раз позволяет заглянуть вглубь себя и получить ответы на вопросы. Не знаю мистика это или не мистика, во всяком случае своего мужа я сама себе нарисовала.

Расскажи об этом подробнее.

Это очень интересная история. Как-то на мастер-классе нарисовала девушку, сидящую у берега на Санторини, она смотрела на море и мечтала о любви. Через какое-то время мне сказали, что к этой девушке нужно пририсовать молодого человека, тогда и в жизни мужчина появится. Я не поверила, но парня рядом все же дорисовала. Как только я это сделала, мне захотелось создать новую картину с влюбленной парой,  сидящей на берегу моря. Я написала эту пару. А через день поехала в отпуск  в Таиланд маршрутом Казань-Москва- Пхукет. Так как у меня было время погулять по Москве, эта прогулка оказалась знаменательной, я встретила своего будущего мужа в многомиллионном мегаполисе. Судьба, мистика? У меня нет ответа на этот вопрос.

Я вижу у тебя картину с парочкой.

Да, и она поможет тем, кто ищет свою половинку. Мои знакомые, которые приобретали у меня картины или получали в подарок, сильно удивлялись, что картины работают. Они не могли понять принцип работы картины, а я объясняла, что это способ визуализации своей мечты.

То есть ты можешь нарисовать мечту?

Да. Для этого я встречаюсь с клиентом, чтобы понять, что же человек хочет. Если он хочет жить где-то на берегу моря, пожалуйста, будет берег моря.

Тебе можно заказать яхту, ты исполнишь заказ, а через какое-то время появится настоящая яхта?

Пожелать можно, конечно, но я все-таки реалист. Просто так по мановению волшебной палочки ничего не делается. Человек должен быть готовым, должен сам стремиться к этому. Я волшебница, но я не Господь Бог.

Я понимаю, что ты хочешь сказать. Очень много зависит от нас самих.

Конечно.

Гузалия, а какие художники являются для тебя эталоном?

Это сложный вопрос. Мне больше всего импонируют импрессионисты и передвижники. Например, работы Клода Моне, я смотрела в Лувре, он изображал собор в Руане на закате, на восходе, при розовом солнце, при вечернем освещении, при ярком солнечном свете. Насколько нужно быть профессионалом, который, едва узнаваемыми мазками, изображает не сам предмет, а передает атмосферу. Эдуард Мане тоже нравится. Поленов, Фешин прекрасно передавали атмосферу, воздух Я в восторге от «Обнажённой в солнечном свете», «Женщины с зонтиком в саду» Ренуара, от балерин Дега. Завораживает свечение в картине «Лунная ночь над Днепром» Куинджи. Люблю наслаждаться картинами Крамского «Незнакомка», «Христос в пустыне». Он же ретушью занимался профессионально, поэтому все камни выписывал детально.

Мне нравится в картинах пространство, движение. Основной принцип — импрессионизма- это здесь и сейчас, это непосредственность, письмо с натуры. Такая картина уникальна, потому что если посмотреть на натуру завтра, она будет другой, мы будем другими, и картина будет совершенно новой.

Я вижу у тебя очень много картин, где ты именно передаешь атмосферу. Вот твои горы, как бы в световом блике. Я, конечно, не художник, для меня загадка, как ты сделала такой блик. Это потрясающе.

Это не простая была задача. Горы –  это отдельная стихия, это мощь, простор, ветер, высота, воздух. Очень своеобразно и в своей технике писал горы Николай Рерих.

Я не могу сказать, что конкретно такой-то художник для меня эталон. Я люблю и Васнецова, и Серова, Шишкина, который писал потрясающие пейзажи. Особенно Шишкинские леса, он же в Елабуге все это писал, это наши края, Татарстан.

В 2012 году, во время моего тура по Италии, я серьезно заинтересовалась итальянскими художниками. Музеи и галереи Милана, Венеции, Флоренции, Рима, Ватикана несомненно произвели на меня впечатление. Я тогда поразилась Сикстинской капелле, стала подробно изучать биографию Микеланджело, искусство Караваджо, Рафаэля, Леонардо да Винчи.

Резюмируя, могу сказать, что каждый художник имеет свой характер, свой метод рисования. Нельзя выбрать эталонного художника.

Мы с мужем любим путешествовать, ездить по разным странам. Для него это привычное дело, он всю жизнь прослужил в МИДе, закончил карьеру в чине Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Шри-Ланке, владеет многими языками. Возвращаясь к тому, что я сама нарисовала себе мужа, я его не просто нарисовала, я все характеристики прописала. Он соответствовал абсолютно всем моим «хотелкам». Вот такое совпадение. Мистика. Когда мы где-либо бываем, первым делом идем в музей. В частности, в Париже у нас ушло 3 дня на ознакомление с Лувром,, дважды прошлись по музею  Орсэ. В Вене в обязательную программу включалась галерея Альбертино и венская опера. Ну а в Риме – это конечно музей Ватикана, Вилла Боргезе, Палаццо Коллона, Римский форум и многое другое.

А что ты любишь рисовать?

Сложный вопрос, потому что это зависит от настроения. Я прошлась по яблоневому саду, хочу нарисовать яблоню. Открыла альбом, вспомнила путешествие на Шри-Ланку, хочу нарисовать слона. Позанималась йогой, хочется нарисовать Будду, индийские храмы. Это невозможно спрогнозировать. Но больше всего люблю море, Средиземноморские улочки, греческие, итальянские деревушки. Мне нравится реалистичная абстракция, это когда рисуешь еле узнаваемые силуэты. Сейчас есть фотоаппараты, и какой смысл фотографически воспроизводить изображение. Хочется передать свое настроение, свои впечатления.

Чего бы ты хотела достичь на поприще художника?

Сказать, чтобы стать узнаваемым, востребованным художником это, наверное, не совсем скромно, но мне хотелось бы быть успешным художником. Хочется научиться передавать настроение через картины. Чтобы у людей, смотрящих на мои картины, поднималось настроение. Возможно, для них это будет какой-то мотивацией, стимулом. Я сама не консервативный человек, всегда в движении. Мне всегда что-то новое надо, подниматься на новые ступени. Поэтому мои картины ориентированы на таких же людей. Тот человек, который всю жизнь сидит на диване и ничего ему не надо, его не пробьешь, это его предназначение. А вот тот, кто ставит перед собой амбициозные цели и идет к ним, таким людям мое творчество будет помогать, мотивировать. Конечно, я хочу участвовать в выставках, планирую организовать персональную выставку, супруг готов помочь мне.

Гузалия, ты много добилась, во многом реализовалась. Что бы ты могла пожелать или посоветовать читателям журнала.

Есть такая фраза в Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Раньше я не понимала этой фразы. Супруг разъяснил мне, что нужно любить себя. Но это не значит, что нужно быть эгоистом в ущерб другим, нет. Нам жизнь дается, для того чтобы мы выполнили миссию любви. Нужно любить свое тело, свое окружение, природу. Все, что дал нам Господь, нужно принимать с благодарностью. Нужно быть благодарным своим предкам. К сожалению, в Советские времена вообще эта тема не затрагивалась, а сейчас многие собирают свое генеалогическое дерево. Мы не просто так рождаемся в этой семье, в определенном месте. Мне кажется, что все идет по определенному плану, жизнь дается не просто так, это благо, это чудо. Нужно любить жизнь. С благодарностью принимать все что дается. Когда даются какие-то трудности, не говорить за что это, а говорить для чего это, чему я могу научиться, что мне это даст в будущем. Я очень люблю людей, я люблю природу, все что меня окружает. Хочу пожелать всем любви.

Автор Квасневская Ольга

Фото Квасневская Ольга

https://instagram.com/guzali_art

https://vk.com/guzali_art

Поделись

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *