Люди, которые формируют мир. Александр Шаганов.

Самый востребованный поэт-песенник современной России — Александр Шаганов рассказал о своём отношении к женщинам, мире эстрады и искусства.

Июньским вечером 2018 года на веранде кафе Дома кино под шум проезжающих машин, самый востребованный поэт-песенник современной России — Александр Шаганов рассказал о своём отношении к женщинам, мире эстрады и искусства. Александр Шаганов, при всей своей успешности, необычайно обаятельный и скромный, что совершенно не свойственно пафосному эстрадному миру. Автор знаменитой песни «Владимирская Русь» группы «Чёрный кофе», он работал с такими знаменитостями как Алла Пугачёва, София Ротару, Дмитрий Маликов, Женя Белоусов, группами Любэ, На-на и «Иванушки International». Перу Александра принадлежат такие хиты как «Батька Махно», «Атас!», «Комбат» написанные для группы Любэ и ставшие всенародно любимыми.

Александр, скажите, пожалуйста, какой Вы видите современную женщину.

Вы знаете, мне немножко сложно говорить об этом. Я всё-таки больше сторонник некоего консерватизма даже по отношению к милым сударыням. Жизнь их заставляет выполнять не свойственные функции. Быть в семье главой, брать на себя ответственность, одним словом, на их плечи ложится больше тягот современной жизни. Хотелось чтобы они занимались только семьёй, вышиванием, искусством, живописью, а они вынуждены руководить своими фирмами. Вообще наши сегодняшние девчонки – это передовой отряд. По-моему, они уже сами первые делают предложение парням.

Скажите, пожалуйста, Вам не кажется, что мужчины при таком положении теряют свою мужскую сущность и, к сожалению, начинают демонстрировать негативно женские качества.

Все разные. Кто-то брутальный, кто-то в традициях развития современного общества становится чрезмерно женственным. Так мир развивается.

Александр, меня интересует Ваше отношение к женщинам, которые занимаются не совсем женским трудом, и не традиционно женскими видами спорта – женщины водители, женщины-бойцы.

Вы знаете, мне очень нравятся уверенные девчонки. Уверенные женщины – в этом есть что-то такое подкупающее. Я бы общался с девушками, которые бы занимались, например, женским футболом, но при этом оставались женственными. Знаете ли вот всегда в детстве обязательно в мальчуковой компании была такая девчонка, которая стояла на воротах, была такой: «хороший ты парень Таня!».

Есть девчонки, которые в силу своего экстрима что ли, так постигают мир. Лезут в горы, садятся за руль самолета. И это в общем сильные личности. Подкупает, когда это не переходит определённые границы. На самом деле интересен просто человек, его душа. А в какой оболочке он предстает перед тобой – это вторично, мне кажется.

А Вы бы могли полюбить, взять замуж, например, женщину-бойца.

Вы знаете, я женился очень поздно в 37 лет на Екатерина Михайловне. Мой семейный парашют мог бы не раскрыться, так что мне уже тяжело фантазировать. Наверное, я очень удовлетворён тем, что у меня в семейной жизни есть, я не могу себе представить, что я что-нибудь поменял бы.

Расскажите о наиболее значимом Вашем проекте.

Которым сейчас я занимаюсь? Или то что удалось сделать.

Да, то что Вы уже сделали.

Самый лучший проект – это группа с названием Любэ, песни для Николая Расторгуева. Которые я придумал с замечательным композитором Игорем Матвиенко.

Я занимаюсь сугубо песней и этим занимаюсь очень давно. Первую свою песню, которая обрела популярность, я придумал, когда мне было 17 лет.

Да, это — «Владимирская Русь» на музыку Дмитрия Варшавского группы «Чёрный кофе».

Она была не востребована несколько лет, года три, наверное, четыре, а потом случился большой успех.

А вот этот успех – Вы много усилий прикладывали, чтобы его получить. То есть Вы написали песню, а дальше что.

Встретился с такими же единомышленниками, которые тоже были никому не нужны. Мы были в одной «весовой» — возрастной и творческой категории. И очень пригодились друг другу. Это всегда свойственно юности, некая такая безоглядность, некий такой нигилизм. И вообще оглядываясь назад, можно написать целый трактат, поэму об успехе, который случился. Но вот предугадать его будущее невозможно, не представляется возможным, это некоторое наитие всё-таки. В нашей профессии мы остаемся заложниками, того что каждый день ты должен что-то доказывать. Почивать на лаврах очень сложно в нашей творческой жизнедеятельности.

Я думаю Вам с Вашей профессией особенно сложно. Обычный бухгалтер начинает с помощника бухгалтера и потом вырастает до финансового директора просто считая и анализируя. В Вашем творчестве в вашей профессии, наверное, нужно задействовать не только знания и умения. А нужно задействовать душу и нервы.

Да, профессия у нас по-своему сложная. Творческий мир, мир художников, поэтов, актёров, всегда тебя настраивает быть первым. Можно быть тридцать пятым бухгалтером и ничего страшного, можно быть главным врачом одной из поликлиник и чувствовать себя совершенно уверенно. Но художник просто заряжен на некое преодоление, чтобы быть первым. И это конечно же откладывает отпечаток на его жизнь. То есть происходит ломка характера.

Нужно стараться себя сохранить. Потому что, творческий мир — достаточно циничный. Особенно мир эстрады. Приходит новое поколение, которое отвергает музыкальную культуру своих предшественников – это очень сложная история. От этого бывают трагедии, люди чувствуют себя заброшенными, ненужными. Потом очень важный аспект не впасть в цинизм, который в средней полосе цифр накрывает любого творческого человека. А вот остаться в некой такой своей юношеской мечте, остаться с той идеей с которой ты вступал на эту сложную стезю за частую бывает очень сложно. Но в тоже время знаете ли быть таким дедушкой подростком тоже не хорошо. Знаете, такой типаж — дедушка подросток. Сохранить себя – это сложный момент. Иногда получается, иногда не очень.

Скажите, а вот в мире искусства всё-таки присутствуют отношения душевные.

Безусловно, конечно. Я вообще хочу сказать, что 22 летний Саша Шаганов – обожал мир. Я любил мир, я ценил каждого человека. Я был настолько наивен!
А сейчас, что Вы можете сказать.

Ну я как все к сожалению, испытываю некую такую знаете ли ломку. Но я держусь, я держусь из последнего. Я настраиваю себя на то, чтобы в каждом человеке видеть самое хорошее.

Мне показалось, что мир искусства, мир эстрады не только циничный, но ещё и жестокий. Или это не так.

Вы знаете, Оля, он достаточно обособлен что ли, особой дружбы там искать не надо. Это достаточно ревностный мир.

Ревностный в чём.

К чужому успеху. Мне так кажется. Знаете, художника мало похвалить, зачастую ещё нужно обругать его коллегу.

Скажите, пожалуйста, кроме того, что Вы поэт-песенник, Вы продюсер?

Вы знаете, мои продюсерские амбиции они остались уже достаточно в прошлом, сейчас я больше сосредоточен на сочинительстве. А посредством сочинения стихов воплощаю свои какие-то режиссёрские задумки и что-то ещё. Всё-таки продюсер — это немножко другое. Продюсером надо родится.

А кого вы считаете успешным продюсером.

Игоря Матвиенко. Это люди, которые формируют мир. Не идут на плаву, а сами формируют мир, а потом все удивляются насколько впереди идущие люди правы.

Александр, а над чем Вы сейчас работаете.

Я работаю над продолжением книги-прозы. Достаточно уже давно у меня вышла книга «Я Шаганов по Москве» — это жизнеописание. Она была задумана для близких людей, прежде всего для друзей, но нашла отклик и у обычных читателей, и в прессе.

Сейчас я пишу продолжение. Хотя второй прыжок всегда сложнее чем первый. Такая боязнь белого листа у меня существует. Но я подписал договор с одним очень серьёзным издательством. Я надеюсь, что в это лето я как раз буду работать над книгой. Я хочу сказать, что я сейчас нахожусь в очень хорошей такой творческой форме, прежде всего, из-за того, что я начал больше заниматься здоровым образом жизни, это дало свои определённые результаты.

Конкретно что это?

Это фитнес, это питание, это положительные моменты в жизни. Ничего такого сверхнового, просто определённые ограничения. В спиртном прежде всего, чего греха таить.

Скажите, группа Любэ последнее время не так часто появляется. Популярность Любэ ушла?

Я так не могу сказать. Они находятся в очень хорошем гастрольном графике. Сейчас просто некое такое, назовём затишье. Это затишье накануне 30-летия. И под эту дату в 30 лет будет очень много премьер и каких-то откровений и …  дождёмся.

А у них сейчас есть новые песни.

Они сейчас в основном пишут пластинки, не так часто. Но определённая работа происходит.

В Москве Любэ выступает?

У них всегда есть плановые гастроли. В этом году они тоже были – 23 Февраля, было два больших концерта при большой аудитории – Крокус-сити и Кремль. Но частить сильно им нельзя. Нужно выдерживать определённый график. Артисты такого масштаба — должны появляться в большом городе, давать полновесные концерты не раньше, чем один раз в год, вот так вот строится эстрадная политика. Бывают определённые концерты вне афиш, корпоративные выступления.

Скажите, а из современных артистов кто вам ближе.

Мне очень нравится песня, которая называется «Любо мне, когда Дон разливается». Я просто в неё по-настоящему влюблён. Эта песня в репертуаре у огромного количества всевозможных народных коллективов. Я просто влюблён в эту песню, у песни современный автор, к сожалению, мы с ним не знакомы, но этот человек сделал очень хорошее дело придумав такую песню. В ней есть настоящая народность, есть очень прямые, радостные чувства и особенно она звучит здорово по задорному — весной. Найдите её в поисковике и поймёте моё блаженство.

Вам ближе больше народные песни.

Нет, я совершенно всеяден. Могу порадоваться какой-нибудь песне под гитару, незамысловатой, бардовской, глубокой по чувственности. Могу порадоваться номеру из какого-либо музыкального спектакля. Я в жанрах всеяден. Главное, чтобы проникало.

Вы по образованию – инженер.

Да, у меня инженерное образование. Я очень люблю свою альма-матер. В этом году 30 лет как мы её закончили. Мы собрались в какой-то кафешке, продвинутой группой. Немножко все «окислилились» конечно, но ничего в строю. В поэзии и математике есть общие корни. В математике есть поэзия. А в поэзии есть глубинная логика.

Вы оставили свою профессию инженера. И больше к ней не возвращаетесь.

Да и совершенно не жалею об этом. Меня позвали, как Высоцкий говорил, другие дали. Дело в том, что у меня была юношеская мечта сочинять песни. И я знал лет с 14 чем я буду заниматься в жизни. Я буду сочинять песни, собственно я этим и занимаюсь.

Почему тогда такой выбор института.

Тогда, а именно 1982 год, когда я поступал в технический ВУЗ, не было такого количество гуманитарных ВУЗов.

Это дань моде?

Да. В литературный институт меня не приняли бы. Я был такой подросток с рабочих окраин, крестьянский внук. И это было нормально, получить парню техническую профессию. И что я хочу сказать, это было может быть хорошо, потому что кто знает, если бы я поступил бы в какой-нибудь творческий ВУЗ был бы «замылен». Бывает так что от конспектов человек теряет индивидуальность. А так я добивался всего сам, занимался самообразованием. То есть любил литературу и открывал свои горизонты и дарование.

А кого вы считаете своими учителями.

Их огромное количество. Знаете, я благодарен всей палитре песен предыдущих поколений авторов, поэтов-песенников. Это касается и популярной песни. И конечно благодарен поэтической культуре нашей страны начиная от Александра Сергеевича.

У Вас в стихах есть заимствования из творчества Есенина?

Нет, абсолютно нет. Я никогда не подражал Есенину. Никогда… Я ценил его. Но специально писать под Сергея Есенина – я этим никогда не занимался. И узнал о возможном подражании Есенину только из статьи Википедии. В чем гениальность Есенина — это 100 % русский характер. Мы видим мир его глазами, так же, как и глазами Пушкина. Безусловно я его люблю конечно.

У Вас даже во внешности есть некое сходство.

Стареющий молодёжный поэт у Вас в гостях. Которого Вы все прекрасно помните по Утренней почте 65 года.

Возможно Вы сами расскажите что-либо потаённое.

Я достаточно эмоционально высказался по поводу некоего такого цинизма эстрадного мира, этого кстати я никому не говорил. Эстрадный мир очень хрупкий в ситуации дружественности, поддержки, очень много наносного братания. Это есть, к сожалению.

Скажите, что Вы можете посоветовать женщинам.

Вы знаете, надо уходить от Тургеневских героинь. Мы живем в очень динамичном обществе и надо соответствовать духу времени.

Разве у нас остались тургеневские героини?

Их хватает. Одиноких девушек, ждущих принцев. Особенно в провинциальной жизни, губернской. Надо брать инициативу на себя. Но не промахнуться. При этом остаться некой такой загадкой, в хорошем понимании. Знаете ли вот парень – девчонка — это всё равно такой некий поединок. Ты всегда должен быть интересен каждым своим днём для партнера. Знаете ли — это некое танго. Танцующие танго — это единое целое, но при этом если, твой партнер будет на тебя сильно опираться, что танцовщица, что танцор – всё развалится. Ты за него держись, но не падай на него.

Я могу дать такой совет – это больше касается парней, но девушкам тоже пригодится – надо каждый день быть заряженным на то, что вот сегодняшнее знакомство может стать твоим самым близким.

Может пройти долгое время, лет 15 и он может стать твоим мужем. Не постесняйся взять у него телефон. Найди такой повод довольно смешной и вот просто поддерживай с ним отношения хотя бы раз в полгода позвони ему и напомни о себе.

Потому что так часто встречается в жизни, что да, его сердце сейчас занято, кем-то другим, но потом они расстаются в силу личных причин, а у него есть твой номер телефона и вот эти хитросплетения жизни зачастую они как раз и заканчиваются счастливыми браками.

На самом деле наша с Вами встреча – это тоже случайность абсолютная, если бы я не проявила инициативу, вряд ли бы она состоялась.

Спасибо, что Вы подтверждаете мою мысль.

Автор Квасневская Ольга

Фото Михаил Трофимов

Поделись

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *