Самый востребованный поэт-песенник современной России – Александр Шаганов рассказал о своём отношении к женщинам, мире эстрады и искусства.
Июньским вечером 2018 года на веранде кафе Дома кино под шум проезжающих машин, самый востребованный поэт-песенник современной России – Александр Шаганов рассказал о своём отношении к женщинам, мире эстрады и искусства. Александр Шаганов, при всей своей успешности, необычайно обаятельный и скромный, что совершенно не свойственно пафосному эстрадному миру. Автор знаменитой песни «Владимирская Русь» группы «Чёрный кофе», он работал с такими знаменитостями как Алла Пугачёва, София Ротару, Дмитрий Маликов, Женя Белоусов, группами Любэ, На-на и «Иванушки International». Перу Александра принадлежат такие хиты как «Батька Махно», «Атас!», «Комбат» написанные для группы Любэ и ставшие всенародно любимыми.
Александр, скажите, пожалуйста, какой Вы видите современную женщину.
Вы знаете, мне немножко сложно говорить об этом. Я всё-таки больше сторонник некоего консерватизма даже по отношению к милым сударыням. Жизнь их заставляет выполнять не свойственные функции. Быть в семье главой, брать на себя ответственность, одним словом, на их плечи ложится больше тягот современной жизни. Хотелось чтобы они занимались только семьёй, вышиванием, искусством, живописью, а они вынуждены руководить своими фирмами. Вообще наши сегодняшние девчонки – это передовой отряд. По-моему, они уже сами первые делают предложение парням.
Скажите, пожалуйста, Вам не кажется, что мужчины при таком положении теряют свою мужскую сущность и, к сожалению, начинают демонстрировать негативно женские качества.
Все разные. Кто-то брутальный, кто-то в традициях развития современного общества становится чрезмерно женственным. Так мир развивается.
Александр, меня интересует Ваше отношение к женщинам, которые занимаются не совсем женским трудом, и не традиционно женскими видами спорта – женщины водители, женщины-бойцы.
Вы знаете, мне очень нравятся уверенные девчонки. Уверенные женщины – в этом есть что-то такое подкупающее. Я бы общался с девушками, которые бы занимались, например, женским футболом, но при этом оставались женственными. Знаете ли вот всегда в детстве обязательно в мальчуковой компании была такая девчонка, которая стояла на воротах, была такой: «хороший ты парень Таня!».
Есть девчонки, которые в силу своего экстрима что ли, так постигают мир. Лезут в горы, садятся за руль самолета. И это в общем сильные личности. Подкупает, когда это не переходит определённые границы. На самом деле интересен просто человек, его душа. А в какой оболочке он предстает перед тобой – это вторично, мне кажется.
А Вы бы могли полюбить, взять замуж, например, женщину-бойца.
Вы знаете, я женился очень поздно в 37 лет на Екатерина Михайловне. Мой семейный парашют мог бы не раскрыться, так что мне уже тяжело фантазировать. Наверное, я очень удовлетворён тем, что у меня в семейной жизни есть, я не могу себе представить, что я что-нибудь поменял бы.
Расскажите о наиболее значимом Вашем проекте.
Которым сейчас я занимаюсь? Или то что удалось сделать.
Да, то что Вы уже сделали.
Самый лучший проект – это группа с названием Любэ, песни для Николая Расторгуева. Которые я придумал с замечательным композитором Игорем Матвиенко.
Я занимаюсь сугубо песней и этим занимаюсь очень давно. Первую свою песню, которая обрела популярность, я придумал, когда мне было 17 лет.
Да, это – «Владимирская Русь» на музыку Дмитрия Варшавского группы «Чёрный кофе».
Она была не востребована несколько лет, года три, наверное, четыре, а потом случился большой успех.
А вот этот успех – Вы много усилий прикладывали, чтобы его получить. То есть Вы написали песню, а дальше что.
Встретился с такими же единомышленниками, которые тоже были никому не нужны. Мы были в одной «весовой» – возрастной и творческой категории. И очень пригодились друг другу. Это всегда свойственно юности, некая такая безоглядность, некий такой нигилизм. И вообще оглядываясь назад, можно написать целый трактат, поэму об успехе, который случился. Но вот предугадать его будущее невозможно, не представляется возможным, это некоторое наитие всё-таки. В нашей профессии мы остаемся заложниками, того что каждый день ты должен что-то доказывать. Почивать на лаврах очень сложно в нашей творческой жизнедеятельности.
Я думаю Вам с Вашей профессией особенно сложно. Обычный бухгалтер начинает с помощника бухгалтера и потом вырастает до финансового директора просто считая и анализируя. В Вашем творчестве в вашей профессии, наверное, нужно задействовать не только знания и умения. А нужно задействовать душу и нервы.
Да, профессия у нас по-своему сложная. Творческий мир, мир художников, поэтов, актёров, всегда тебя настраивает быть первым. Можно быть тридцать пятым бухгалтером и ничего страшного, можно быть главным врачом одной из поликлиник и чувствовать себя совершенно уверенно. Но художник просто заряжен на некое преодоление, чтобы быть первым. И это конечно же откладывает отпечаток на его жизнь. То есть происходит ломка характера.
Нужно стараться себя сохранить. Потому что, творческий мир – достаточно циничный. Особенно мир эстрады. Приходит новое поколение, которое отвергает музыкальную культуру своих предшественников – это очень сложная история. От этого бывают трагедии, люди чувствуют себя заброшенными, ненужными. Потом очень важный аспект не впасть в цинизм, который в средней полосе цифр накрывает любого творческого человека. А вот остаться в некой такой своей юношеской мечте, остаться с той идеей с которой ты вступал на эту сложную стезю за частую бывает очень сложно. Но в тоже время знаете ли быть таким дедушкой подростком тоже не хорошо. Знаете, такой типаж – дедушка подросток. Сохранить себя – это сложный момент. Иногда получается, иногда не очень.
Скажите, а вот в мире искусства всё-таки присутствуют отношения душевные.
Безусловно, конечно. Я вообще хочу сказать, что 22 летний Саша Шаганов – обожал мир. Я любил мир, я ценил каждого человека. Я был настолько наивен!
А сейчас, что Вы можете сказать.
Ну я как все к сожалению, испытываю некую такую знаете ли ломку. Но я держусь, я держусь из последнего. Я настраиваю себя на то, чтобы в каждом человеке видеть самое хорошее.
Мне показалось, что мир искусства, мир эстрады не только циничный, но ещё и жестокий. Или это не так.
Вы знаете, Оля, он достаточно обособлен что ли, особой дружбы там искать не надо. Это достаточно ревностный мир.
Ревностный в чём.
К чужому успеху. Мне так кажется. Знаете, художника мало похвалить, зачастую ещё нужно обругать его коллегу.
Скажите, пожалуйста, кроме того, что Вы поэт-песенник, Вы продюсер?
Вы знаете, мои продюсерские амбиции они остались уже достаточно в прошлом, сейчас я больше сосредоточен на сочинительстве. А посредством сочинения стихов воплощаю свои какие-то режиссёрские задумки и что-то ещё. Всё-таки продюсер – это немножко другое. Продюсером надо родится.
А кого вы считаете успешным продюсером.
Игоря Матвиенко. Это люди, которые формируют мир. Не идут на плаву, а сами формируют мир, а потом все удивляются насколько впереди идущие люди правы.
Александр, а над чем Вы сейчас работаете.
Я работаю над продолжением книги-прозы. Достаточно уже давно у меня вышла книга «Я Шаганов по Москве» – это жизнеописание. Она была задумана для близких людей, прежде всего для друзей, но нашла отклик и у обычных читателей, и в прессе.
Сейчас я пишу продолжение. Хотя второй прыжок всегда сложнее чем первый. Такая боязнь белого листа у меня существует. Но я подписал договор с одним очень серьёзным издательством. Я надеюсь, что в это лето я как раз буду работать над книгой. Я хочу сказать, что я сейчас нахожусь в очень хорошей такой творческой форме, прежде всего, из-за того, что я начал больше заниматься здоровым образом жизни, это дало свои определённые результаты.
Конкретно что это?
Это фитнес, это питание, это положительные моменты в жизни. Ничего такого сверхнового, просто определённые ограничения. В спиртном прежде всего, чего греха таить.
Скажите, группа Любэ последнее время не так часто появляется. Популярность Любэ ушла?
Я так не могу сказать. Они находятся в очень хорошем гастрольном графике. Сейчас просто некое такое, назовём затишье. Это затишье накануне 30-летия. И под эту дату в 30 лет будет очень много премьер и каких-то откровений и … дождёмся.
А у них сейчас есть новые песни.
Они сейчас в основном пишут пластинки, не так часто. Но определённая работа происходит.
В Москве Любэ выступает?
У них всегда есть плановые гастроли. В этом году они тоже были – 23 Февраля, было два больших концерта при большой аудитории – Крокус-сити и Кремль. Но частить сильно им нельзя. Нужно выдерживать определённый график. Артисты такого масштаба – должны появляться в большом городе, давать полновесные концерты не раньше, чем один раз в год, вот так вот строится эстрадная политика. Бывают определённые концерты вне афиш, корпоративные выступления.
Скажите, а из современных артистов кто вам ближе.
Мне очень нравится песня, которая называется «Любо мне, когда Дон разливается». Я просто в неё по-настоящему влюблён. Эта песня в репертуаре у огромного количества всевозможных народных коллективов. Я просто влюблён в эту песню, у песни современный автор, к сожалению, мы с ним не знакомы, но этот человек сделал очень хорошее дело придумав такую песню. В ней есть настоящая народность, есть очень прямые, радостные чувства и особенно она звучит здорово по задорному – весной. Найдите её в поисковике и поймёте моё блаженство.
Вам ближе больше народные песни.
Нет, я совершенно всеяден. Могу порадоваться какой-нибудь песне под гитару, незамысловатой, бардовской, глубокой по чувственности. Могу порадоваться номеру из какого-либо музыкального спектакля. Я в жанрах всеяден. Главное, чтобы проникало.
Вы по образованию – инженер.
Да, у меня инженерное образование. Я очень люблю свою альма-матер. В этом году 30 лет как мы её закончили. Мы собрались в какой-то кафешке, продвинутой группой. Немножко все «окислилились» конечно, но ничего в строю. В поэзии и математике есть общие корни. В математике есть поэзия. А в поэзии есть глубинная логика.
Вы оставили свою профессию инженера. И больше к ней не возвращаетесь.
Да и совершенно не жалею об этом. Меня позвали, как Высоцкий говорил, другие дали. Дело в том, что у меня была юношеская мечта сочинять песни. И я знал лет с 14 чем я буду заниматься в жизни. Я буду сочинять песни, собственно я этим и занимаюсь.
Почему тогда такой выбор института.
Тогда, а именно 1982 год, когда я поступал в технический ВУЗ, не было такого количество гуманитарных ВУЗов.
Это дань моде?
Да. В литературный институт меня не приняли бы. Я был такой подросток с рабочих окраин, крестьянский внук. И это было нормально, получить парню техническую профессию. И что я хочу сказать, это было может быть хорошо, потому что кто знает, если бы я поступил бы в какой-нибудь творческий ВУЗ был бы «замылен». Бывает так что от конспектов человек теряет индивидуальность. А так я добивался всего сам, занимался самообразованием. То есть любил литературу и открывал свои горизонты и дарование.
А кого вы считаете своими учителями.
Их огромное количество. Знаете, я благодарен всей палитре песен предыдущих поколений авторов, поэтов-песенников. Это касается и популярной песни. И конечно благодарен поэтической культуре нашей страны начиная от Александра Сергеевича.
У Вас в стихах есть заимствования из творчества Есенина?
Нет, абсолютно нет. Я никогда не подражал Есенину. Никогда… Я ценил его. Но специально писать под Сергея Есенина – я этим никогда не занимался. И узнал о возможном подражании Есенину только из статьи Википедии. В чем гениальность Есенина – это 100 % русский характер. Мы видим мир его глазами, так же, как и глазами Пушкина. Безусловно я его люблю конечно.
У Вас даже во внешности есть некое сходство.
Стареющий молодёжный поэт у Вас в гостях. Которого Вы все прекрасно помните по Утренней почте 65 года.
Возможно Вы сами расскажите что-либо потаённое.
Я достаточно эмоционально высказался по поводу некоего такого цинизма эстрадного мира, этого кстати я никому не говорил. Эстрадный мир очень хрупкий в ситуации дружественности, поддержки, очень много наносного братания. Это есть, к сожалению.
Скажите, что Вы можете посоветовать женщинам.
Вы знаете, надо уходить от Тургеневских героинь. Мы живем в очень динамичном обществе и надо соответствовать духу времени.
Разве у нас остались тургеневские героини?
Их хватает. Одиноких девушек, ждущих принцев. Особенно в провинциальной жизни, губернской. Надо брать инициативу на себя. Но не промахнуться. При этом остаться некой такой загадкой, в хорошем понимании. Знаете ли вот парень – девчонка – это всё равно такой некий поединок. Ты всегда должен быть интересен каждым своим днём для партнера. Знаете ли – это некое танго. Танцующие танго – это единое целое, но при этом если, твой партнер будет на тебя сильно опираться, что танцовщица, что танцор – всё развалится. Ты за него держись, но не падай на него.
Я могу дать такой совет – это больше касается парней, но девушкам тоже пригодится – надо каждый день быть заряженным на то, что вот сегодняшнее знакомство может стать твоим самым близким.
Может пройти долгое время, лет 15 и он может стать твоим мужем. Не постесняйся взять у него телефон. Найди такой повод довольно смешной и вот просто поддерживай с ним отношения хотя бы раз в полгода позвони ему и напомни о себе.
Потому что так часто встречается в жизни, что да, его сердце сейчас занято, кем-то другим, но потом они расстаются в силу личных причин, а у него есть твой номер телефона и вот эти хитросплетения жизни зачастую они как раз и заканчиваются счастливыми браками.
На самом деле наша с Вами встреча – это тоже случайность абсолютная, если бы я не проявила инициативу, вряд ли бы она состоялась.
Спасибо, что Вы подтверждаете мою мысль.
Автор Квасневская Ольга
Фото Михаил Трофимов