О самом важном в непростое время

Итак, сегодня о воспитании.

Сегодня в этой статье я хочу менее отвечать на вопросы, не чувствую себя в достаточной степени компетентным, чтобы учить кого-либо жить, а уж тем более, учить воспитывать. Однако некоторые вопросы хотел бы поставить.

Я разделяю цели и задачи воспитания и методы и средства, при помощи которых эти цели достигаются.

Говорить о средствах не хочется, хотя это тоже чрезвычайно интересная тема, требующая незаурядного мастерства и на мой взгляд вообще являющаяся искусством. Хочу сконцентрироваться на целях воспитания в обобщённо-философском смысле.

Чего мы хотим добиться, воспитывая ребёнка?

Моя знакомая — имени не называю, она сторонится избыточной публичности — в разговоре со мной при ответе на этот вопрос заговорила о том, что ребёнок должен вырасти счастливым, умеющим жить в современном обществе и, по возможности, приносящим этому обществу пользу.

Думаю, большинство читающих этот текст, с данными целями согласится.

Но попытаемся взглянуть внимательнее.

Что такое счастье?

Даже не пытаюсь ответить на этот вопрос. Тем не менее, возможность различной интерпретации с Вашей стороны и со стороны Вашего ребёнка просто напрашивается. Можно, конечно, вспомнить о том, что всё есть предмет отношения, и можно пытаться учить ребёнка правильному, то есть позитивному, отношению к жизненным обстоятельствам. Вот только интересный вопрос, как сами Вы отнесётесь к тому, что в этих усилиях не преуспели?

Другой пласт вопросов связан с нашими представлениями о будущем.

Визионеры прогнозируют вполне для среднего человека апокалиптические сценарии. И не то, что человека в будущем совсем не будет, но роль его существенно изменится, расслоение имущественное и ментальное сделает подавляющую часть население вполне бесполезной.

В таких условиях направлять ребёнка в сторону достижения каких-либо возвышенных целей становится делом не благодарным.

Хочу отдельно заметить, что даже и в привычных для нас условиях любые достижения любого самого выдающегося гения — будь то Эйнштейн или Моцарт — меркнут в сравнении с тем океаном свершений, которые могут быть осуществлены его потенциальными потомками.

Так что не является ли самой верной парадигмой воспитания попытка вырастить человека, способного этих потомков породить, на этапе взросления поддержать и поэтому же пути направить?

Сейчас в Российском обществе идёт дискуссия о патриотическом воспитании, о включении даже соответствующего пункта в Конституцию.

На мой взгляд, каждое государство стремится к тому, чтобы граждане его были патриотами. Примеры США, Швейцарии, Израиля в этом смысле известны всем. Что делать, однако, если представления Ваши о патриотизме не совпадают с таковыми принятыми в Вашем государстве? И вообще, является ли разумным воспитание ребёнка в канве Ваших представлений о чём-либо, если они противоречат устоявшимся в обществе?

Тут, на мой взгляд, существует вполне неразрешимое противоречие между приоритетами родителя. Важнее ли ему воспитание, направленное на индивидуализм, и, в конечном итоге, эгоистичное удовольствие от, пусть незначительного, но распространения собственных взглядов, или обеспечение ребёнку более комфортных условий существования в коллективе, определённого конформизма в позиции, и, как итог, преимущества в общественной карьере.

Отсюда напрямую возникает следующий вопрос — индивидуализм или коллективизм?

Большинство из нас были свидетелями попыток воспитания целой страны в духе коллективизма. Попытки эти, зачастую смешные, а иногда просто ужасные, в итоге к процветанию государства не привели. Причины можно рассматривать отдельно, это выходит далеко за рамки сегодняшней темы. Хочу только отметить, что Россия, как бы отошедшая от таких принципов в девяностые, тоже, пожалуй, не слишком в этом преуспела.

Возможно, тяга к общинности зарыта где-то глубоко в той общности, каковой мы являемся? Или дело более в общественном строе? Когда-нибудь было бы интересно поговорить и на эту тему.

Современная западная цивилизация постулирует упор на индивидуализме. Действительность, как всегда, несколько отличается от утверждений. Все государственные и общественные институты – полиция, армия, партии, корпорации — явно демонстрируют преимущества коллектива перед индивидуумом. Немецкое государство финансово поддерживает семью по сравнению с одиночками. Страны собираются в военные блоки, а глобализация выглядит вообще апофеозом коллективизма. Про мафию даже упоминать не хочется.

Последний сегодня, но совершенно от этого не менее важный вопрос, воспитывать в строгости или баловать? Думаю, абсолютные крайности тут невозможны, и даже в древней Спарте мать тайком приносила сыну вкусный кусочек. Концептуально же лучший подход в этом вопросе мне не ведом, хотя нам и удалось воспитать замечательную дочь.

Заметьте, я не спрашивал о том, бить ребёнка или нет. Своего, к счастью бить не пришлось. Но если ребёнок совершает поступки, за которые во взрослой жизни убьют, то, может, показательная порка спасёт в последствии его жизнь?

А ещё хотелось сказать слова благодарности своим воспитателям. Родителям, учителям, которые смогли привить любовь к естественным наукам и литературе. Да даже и из музыкальной школы 🙂

Автор

Евгений Корнюшкин

Поделись

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *