Развитие родной речи у детей от 2-х до 6-ти лет

Последнее время я часто слышу жалобы от родителей: «Моему ребенку уже 2 года, а он еще не начал говорить, а вот соседская девочка в этом же возрасте уже рассуждает…» или «Сыну уже почти 5 лет, а говорит, как двухлетний ребенок».

Хочу успокоить родителей тем, что проблема задержки речи и неразвитой речи у детей очень распространена. Причин и объяснений этому может быть множество. О них лучше знают психологи. С этим вполне можно справиться и ни в коем случае не надо паниковать.

Задержка речи часто наблюдается у мальчиков, у детей, с которыми говорят на двух или трех языках, а также у других категорий детей по различным причинам. В большинстве случаев проблема решается сама со временем.

И не надо сравнивать с другими детьми. У каждого ребенка свой срок, когда надо начинать говорить и говорить много и грамотно. Если вас очень беспокоит отставание в развитии речи вашего ребенка стоит обратиться к логопедам и дефектологам. У них накоплен большой арсенал работы с подобными затруднениями. 

Я же расскажу о простых способах решения этой задачи, которые вы сможете сами применять в повседневном общении с малышом.

Принцип развития речи на любом языке и в любом возрасте включает два основных аспекта:
1. Накопление пассивного запаса слов, готовых фраз и речевых конструкций;
2. Активное использование накопленного материала.

Эти принципы, а также приведенные ниже рекомендации работают при изучении любого языка: родного или иностранного, и в любом возрасте. Поэтому их также можно использовать для развития речи вашего ребенка на иностранном языке, если он изучает его с детства.

Накопление пассивного запаса происходит, когда ребенок слушает. Это значит, что надо как можно раньше начинать читать ему, ставить аудиопроизведения с хорошей речью и произношением. Делать это надо с самого рождения, потому что навык слушать и запоминать наиболее активно работает в возрасте от 0 до 3-х лет. Позже он тоже работает, но не настолько интенсивно. Надо также как можно больше и чаще говорить с ребенком, объяснять ему все, что его окружает, языком любого уровня сложности. Лучше всего чередовать простые фразы со сложными. Пусть вас не беспокоит, поймет ли ребенок ваше объяснение. Здесь важно предъявление сложных речевых конструкций и пример того, как вы это делаете.

В первые два года жизни ребенок активно накапливает материал, и чем больше вы сможете ему дать в этот период, тем больше будет его арсенал для дальнейшего активного использования в речи.

Начиная с двух лет, ребенок постепенно начинает переводить полученную пассивную языковую информацию в активную форму, а именно говорить. В любом случае пассивный запас у каждого человека всегда намного больше, чем активный. У ребенка эта разница еще более значительная. Поэтому наша задача помочь ему активизировать этот запас, чтобы он в своей речи использовал как можно больше слов и их комбинаций, которые и так есть в его памяти.

При этом мы не перестаем поддерживать пассивный запас, а именно читать ему, ставить аудио и видео произведения с хорошей речью. Не бойтесь ставить и читать ему одни и те же произведения. Это нравится детям, потому что так они лучше запоминают речь и им легче перевести ее в активную форму.

Итак, упражнения на развитие речи для детей от 2-х до 6-ти лет. Идея в том, чтобы каждый день или почти каждый день использовать хотя бы одно упражнение. Не надо специально уделять этому время. Это увлекательные игры с родителями, в которые можно играть в любое свободное время. Например, во время прогулки, или пока едете в транспорте или в машине, во время ожидания в очереди, пока готовите что-то на кухне, а ребенок играет рядом, перед сном.

1. Упражнение «Отгадай животное, предмет, человека по описанию». Вы даете описание объекта, а ребенок должен догадаться кто это или что это. Это развитие пассивного запаса. Ребенок на вашем примере учится описывать объекты. Например: живет в лесу, дикий зверь, любит морковку, уши длинные, летом - серый, зимой - белый.

2. Следующий этап - соревнование, кто из вас больше угадает. Вы по очереди загадываете слово и описываете его. Таким образом по вашему образцу ребенок сам будет учиться описывать различные предметы. Вы можете заранее обозначить категорию слов. Например: отгадываем животных, или предметы мебели, или еду. А можете загадывать слова из всего арсенала, при описании указывая из какой категории это слово. Это даст возможность ребенку выучить собирательные названия предметов, то есть названия категорий. Это способствует развитию навыков классификации - умение анализировать и синтезировать полученные знания.

3. Следующее упражнение «Отгадай по вопросам». Вы с малышом по очереди загадываете слово, например, персонажей мультфильмов. Тот, кто отгадывает, задает вопросы, пока не отгадает. Соревнуетесь, кто больше отгадает. Например: Это человек или зверь? Это мужчина или женщина? Он молодой или старый? Где он живет? Во что одевается? и т.д. В этом упражнении практикуется правильная постановка вопроса.

4. Упражнение «Прилагательные». В этом упражнении вы совместно выбираете любое слово и по очереди подбираете прилагательные, которые ему соответствуют. Например, слово «дом». Какой он может быть: большой, красивый, высокий, старый, серый, жилой, кривой, и т.д. Можно использовать и антонимы, если вы описываете не конкретный дом, а дом вообще. Проигрывает тот, кто больше не может найти подходящих прилагательных. Это упражнение существенно увеличивает активный словарный запас и учит многословно описывать предмет с разных сторон.

5. Упражнение «Глаголы». Аналогично прилагательным - выбираете существительное (животное, человек, кто-то из родственников) и находите к нему соответствующие глаголы. Например: наша бабушка - живет, ходит, готовит, сидит, спит, вяжет, смотрит телевизор и т.д.

6. Упражнение «Слова». Это упражнение аналогично всем известной игре в «Города». То есть вы называете существительное, а ребенок должен назвать следующее, начинающееся с последней буквы вашего слова: мыло - олень -нос - слон. Это упражнение существенно развивает словарный запас и отчасти правописание, а также дает вам представление о том, какие слова в принципе ребенок знает.

7. Пересказ прочитанного. Каждый раз, когда вы читаете ребенку вслух, просите его пересказать услышанное своими словами. Начинайте с ответов на наводящие вопросы. Следующий этап - самостоятельный пересказ, но с ответами на уточняющие вопросы. Следующий этап - пересказ по плану: вступление, основная часть, заключение. Предварительно объясните ребенку, что означают эти слова и продемонстрируйте на примере собственного пересказа. Это упражнение отлично подготовит к школе, так как пересказ и изложение по упомянутому плану являются заданиями школьной программы с первого класса.

Анна Крылова

Дата: 12.01.2017 07:27 Просмотров: 256