Полина Нечитайло – актриса театра и кино, член Союза писателей России, член Союза Кинематографистов России, яркая, красивая и одарённая.
Полина из творческой семьи, все её родные так или иначе связаны с искусством. Полина планировала поступать на филологический факультет МГУ и даже занималась на подготовительных курсах. Но в результате поступила в 2003 году и окончила с красным дипломом актерский факультет Международного Славянского института им. Г.Р. Державина – художественный руководитель курса – Ю.М. Авшаров. После была принята в труппу Театра на Таганке. Занималась музыкой, хореографией, верховой ездой и стрельбой из оружия. Снялась более чем в 40 фильмах.
Полина, Вы из творческой, интеллигентной семьи. Все Ваши родные связаны с искусством. Не возникало ли мысли при выборе профессии, а не пойти ли, допустим, в бухгалтеры?
И счастье, и ответственность родиться в творческой семье – мама, Людмила Мальцева, Заслуженная артистка, удивительная актриса, культуролог, дипломант Сорбонны; папа, Дмитрий Нечитайло, Заслуженный художник из династии живописцев: бабушка, Мария Савченкова, Народный художник; дедушка, Василий Нечитайло, академик, Народный художник РСФСР, и все трое их детей – живописцы. И воспитание, и разностороннее образование, данное мне родителями и прекрасными педагогами, обязывало серьёзно отнестись к выбору жизненного пути. И я нацелилась на Филологических факультет МГУ, успешно реализовывала намеченное, ходила на курсы, с отличием оканчивала школу, но став подряд дважды лауреатом и обладателем Гран-При конкурса чтецов, неожиданно и как-то отчаянно-легкомысленно, в последний момент изменила намерения в выборе профессии. Совершенно случайно попала к замечательному, истово преданному профессии педагогу, артисту театра Сатиры, профессору, Народному артисту, Юрию Авшарову, «рыцарю театра». Собрав к себе на курс уникальный педагогический состав, он взрастил в сердцах своих питомцев безграничную любовь и преданность актёрскому мастерству, посеянную на почве усердного, упорного, кропотливого труда и внимания, усидчивости и вдохновения, где профессия, как писал Б. Пастернак, «Не читки требует с актёра, а полной гибели всерьёз».
А какая она – Полина Нечитайло? У каких дизайнеров, в каких магазинах одевается. Как ухаживает за собой. Что любит, а что не любит? Где и как предпочитает отдыхать?
Как, сияя молодостью голубых глаз, восклицал поэт Евгений Евтушенко, с которым судьба подарила общение:
Я разный –
я натруженный и праздный.
Я целе- и нецелесообразный…
В этом и счастье, и мудрость, хочется верить, и спасение. Я – человек движения, открытий и путешествий, новых впечатлений и радости, будь то прогулка верхом или поездки в другие города и страны. Но, вместе с тем, иногда просто жизненно необходимо провести время вдали от улиц шумных, в уединении – «остановиться и прислушаться», читать, писать книги или картины, «создавать свой мир, подобно Робинзону». Стараюсь придерживаться афоризма: «Пессимизм – это настроение, оптимизм – это воля».
Наша семья давно общается с ведущими дизайнерами моды, как Вячеслав Зайцев, художниками Людмилой Ворониной, Еленой Стариковой, Мартой Каменской, Ириной Белопуховой и другими, потому есть возможность одеваться у них, особенно, если это касается сценических костюмов и нарядов «на выход», как говорится, «берём фактурой». А что касается ухода за собой, то повторю извечную истину, что сон и выезды к морю как нельзя лучше восстанавливают и душу, и тело. Как у Владимира Набокова:
Что нужно сердцу моему,
чтоб быть счастливым? Так немного…
Люблю зверей, деревья, Бога,
и в полдень луч, и в полночь тьму…
Какая Ваша роль самая любимая, запоминающаяся, в кино, в театре?
Когда мы всем курсом показывались в Театр на Таганке, мне нужно было только подыграть сокурснице, так как к тому времени я поступила в труппу к уникальному Роману Виктюку и никуда уже не пробовалась. Юрию Петровичу же, будучи дважды лауреатом конкурса казачьей песни, я спела казачью. Он пригласил спуститься со сцены в зал, пожал руку, отметив моё крепкое рукопожатие. Я отшутилась, что это музыкалка с фортепиано за плечами. Он внимательно и изучающе посмотрел на меня и предложил, буквально за два дня, ввестись в спектакль «Владимир Высоцкий», что был поставлен в память о нём, в год его смерти, с песней «Чужая колея», которой до меня в этом спектакле не было. Такая ответственность: сыгранный коллектив его соратников, все знали его при жизни, а я родилась только спустя два года после его смерти, хотя мои родители были на похоронах, и я до сих пор играю в чёрной рубашке с его похорон. «Колея» меня вывела – попробуй-ка не спеть, вот и пою до сих пор. А после, сразу доверил почти весь репертуар от девчонки Марианы в «Тартюфе» и Кормилицы в «Медее» Еврипида до Герцогини Йоркской в Шекспире или Жены в «Добром человеке из Сезуана» – спектакля, с которого началась Любимовская легендарная Таганка, который мы играем больше полувека. Потом были роли Елизаветы Бам и Кассирши в спектакле «ОБЭРИУты. Идите и остановите прогресс», Лизанька в «Горе от ума», где я работаю на пуантах, Бина в светлом и ностальгическом спектакле «Мёд» по поэме Тонино Гуэрра – «человека Возрождения», как его называл Юрий Петрович.
Узнают же, в основном, по работам в кино и в сериалах: Нечипоренко в двух сериалах об Институте благородных девиц, «Господа Головлёвы», «Цвет черёмухи», «Буду верной женой», «Через беды и печали» – очень радостно принимают и на местах, во время съёмок, и после много тёплых слов говорят и пишут – это всегда очень важно – знать отзыв о работах.
Для меня все работы значимы, в каждую вкладываю часть души и радею за них в театре и на съёмочной площадке.
Над чем Вы сейчас работаете? В каких спектаклях принимаете участие?
Только что в Санкт-Петербурге мы отыграли Премьеру спектакля «Свадьба с приданым» – яркий актёрский состав, органично соединивший в этом проекте разные театральные школы, и памятные песни, которые у многих на слуху и на сердце, были приняты зрителями очень тепло, что даёт надежду на новые прокаты этой лиричной и светлой истории.
Всегда с радостью отзываюсь на приглашения по концертной деятельности – и сольно и в литературно-музыкальных программах с Заслуженной артисткой, Людмилой Мальцевой, и Народным артистом, Юрием Назаровым. Всегда есть новые замыслы.
Как член Союза писателей России, работаю над очередной своей книгой, как автор текста, художник и оформитель, – о работе с выдающимся мастером, режиссёром Театра на Таганке, Юрием Любимовым. Мне посчастливилось почти десять лет работать под его руководством, буквально, под запись – материала накопилось очень много – это большая работа, но, надеюсь, скоро книга увидит свет.
Ваши творческие планы.
После работы в спектакле «Мёд», мы стали общаться с четой Гуэрра, после «ухода в другую комнату» Тонино, его дело продолжает супруга, Лора. Увлекая нас, она делится своими мыслями на 2020 год, когда ожидается много мероприятий к столетиям Федерико Феллини и Тонино Гуэрра.
Летом планируются съёмки авторского кино.
Также в ЦДХ на Крымском валу недавно прошла живописная выставка с моим участием. Надеюсь, впереди новые площадки для выставок, съёмок, концертов, спектаклей, фестивалей.
Какова ситуация в российской культуре в настоящее время? Что хотелось бы изменить, улучшить?
Как писал Константин Леонтьев: «Молодое искусство прямолинейно, здорово, грубовато, а старое искусство многоцветно, но отмирающее, как увядание осени – оно богаче, но слабее». Когда преподаёшь студентам и абитуриентам, всегда стремишься пробудить мысль и достучаться к сердцу, чтобы возникло много ассоциаций театральных, художественных, музыкальных, литературных… Важно найти суть происходящего, к чему стремиться. А то будет, как у Владимира Маяковского: «Ни сказок о вас не расскажут, ни песен про вас не споют».
В преддверии 8 марта, что Вы могли бы пожелать женщинам?
Желаю всем дорогим, прекрасным и премудрым – лучистых глаз, поднятых уголков губ, лёгкого дыханья, радости, красоты и новых прекрасных открытий, чтобы в жизни всегда были рядом близкие, родные люди! От всей души поздравляю с Весной! Приходите к нам на Таганку, на спектакли!
Автор Квасневская Ольга
Фото на заставке
“В саду забытых фруктов” Тонино Гуэрра, Пеннабилли, Италия – Анна Синицкая