Каждому из родителей хочется, чтобы его ребенок и хорошо справлялся с точными науками, и разбирался в музыке и живописи, и любил и ценил литературу, и был бы физически развитым и успешным в спорте.
Всестороннее развитие – тема не новая. Каждому из родителей хочется, чтобы его ребенок и хорошо справлялся с точными науками, и разбирался в музыке и живописи, и любил и ценил литературу, и при этом был бы физически развитым и успешным в спорте.
Все это легко осуществить, но здесь есть один секрет. Очень важно начать развивать ребенка по всем этим направлениям не в 6 – 8 лет или старше, а прямо с рождения. Только тогда ребенок сможет не только с легкостью и без сопротивления принять всю эту информацию, но само качество знаний и умений будет на совершенно другом уровне. Известно, что то, чему мы учимся в глубоком детстве, становится частью нас. Мы можем не помнить, когда этому научились, но эти навыки будут с нами всегда. Мы никогда не разучимся говорить на родном языке, потому что научились с детства. Мы никогда не разучимся ходить, потому что тоже обучились этому с младенчества. Если в этом же возрасте давать ребенку слушать классическую или просто хорошую музыку, читать ему литературу с хорошим русским языком, демонстрировать различные гимнастические упражнения, то к 2-м или 3-м годам для ребенка это станет хорошо знакомым материалом, который будет не только понятен, но и интересен. Детям вообще нравится все хорошо знакомое.
Но как начать обучать младенца или ребенка в возрасте двух-трех лет?
Принцип работы мозга в этом возрасте следующий. Необходимую информацию надо многократно и регулярно демонстрировать: показывать или давать слушать. Делать это надо часто и понемногу. Тогда мозг ребенка сам впитает информацию, проанализирует ее и даст результат на выходе.
Например, чтобы привить любовь к сложной классической музыке, надо просто ставить музыкальные аудиопроизведения фоном, когда ребенок играет, ест или ложится спать. При этом повторяйте многократно одни и те же произведения. Или начните с 5-ти или 6-ти музыкальных композиций и включайте их по очереди в течение 2 – 3 месяцев. Затем добавляйте новые. Вы заметите, что знакомые произведения будут ребенку нравиться больше, чем новые. Поэтому наша задача в течение первых пяти лет жизни ребенка сделать «знакомыми» как можно больше музыкальных произведений. Это во-первых разовьет его слух. Ведь на самом деле нет людей, которым «медведь на ухо наступил». Есть люди, у которых не было возможности развить свой слух в детстве. А позже эта способность мозга утратилась «за ненадобностью». Во-вторых его мозг научится анализировать сложную гармонию звуков, и впоследствии любое классическое произведение будет ему понятно и приятно. Ведь сложную музыку не любят те люди, которые не привыкли к ней с детства.
Таким образом с музыкальным развитием мы вопрос решили. Оно вообще не требует специальных занятий. Надо просто не забывать включать музыку в присутствии ребенка.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел, например, кататься на горных лыжах, то опять же с первых лет, а лучше месяцев жизни показывайте ему, как это делать. Вы можете продемонстрировать ему ваше собственное видео или показать, как катаются спортсмены профессионалы. Если ребенок грудной такое видео стоит демонстрировать не больше 2-3 минут. Но в этот момент вы можете держать ребенка на руках в вертикальном положении и вместе с ним повторять наклоны вправо и влево, как будто вы балансируете при спуске с горы. В 1 – 2 года, если есть видео игра с горнолыжным спортом, тренируйтесь с ним перед телевизором с приставкой. Обязательно комментируйте все своими словами. Объясняйте все так, как вы бы объясняли взрослому человеку и не беспокойтесь о том, что ребенок вас не поймет. Повторяйте эти упражнения каждый день по 5 – 10 минут. Если ребенок просит продолжить, все равно заканчивайте. Пусть у него будет желание это сделать в следующий раз.
С 3-х лет можно ставить на лыжи, и за первые два дня ребенок поразит вас своим умением.
Таким же способом можно обучить малыша любым гимнастическим и спортивным упражнениям. Надо лишь регулярно и коротко демонстрировать эти упражнения или на видео, или, если можете, покажите сами. Помните, в этом возрасте родители высший авторитет для ребенка. Заложенная в нем логика гласит: «если это делают мои родители, то это могу и я». Ребенок пытается копировать вас во всем, и именно так он учится сидеть, ходить и говорить.
Любовь к чтению привить тоже очень легко. Сначала давайте слушать аудиозаписи сказок и классических детских произведений в хорошем исполнении. Обязательно читайте ребенку сами. Начинать это надо также с первых дней жизни. Не беспокойтесь о том, что ребенок понимает из этого, а что нет. Давайте слушать стихи и поэмы Пушкина. Принцип тот же, что и с музыкой. Пусть чтение идет фоном каждый день какое-то время. Повторяйте по многу раз одни и те же произведения, а также постепенно добавляйте новые. Обязательно читайте сами ребенку с первых месяцев жизни. Тогда во-первых сложная и богатая речь будет ребенку близка и понятна, во-вторых он узнает, что читать можно, раскрывая книгу. Ему захочется вам подражать, и это породит желание читать самому.
Если вы хотите развить у ребенка художественный вкус, начинайте с 5 – 6 месяцев показывать ему картины известных художников из альбомов с репродукциями. Это тоже надо практиковать регулярно, но не более 5-ти минут в день. Путь ребенок попросит еще. А когда малыш сам возьмется за карандаш, попросите его скопировать какую-нибудь известную картину. Для того, чтобы научится рисовать, надо по крайней мере видеть образец для подражания. Чем больше картин вы ему продемонстрируете, тем богаче будет его художественный вкус и воображение.
Постарайтесь все это успеть сделать до 5-ти лет. Тогда вам не надо будет уговаривать вашего ребенка сделать это позже. Он уже будет владеть всеми этими навыками, а то что у ребенка получается, то ему и нравится. Это же относится и ко взрослым.
Автор Анна Крылова