ЛИДИЯ ПЕТРИЧЕНКО. Женщина, которая поёт

Лидия Петриченко успешно окончила пятигорскую детскую музыкальную школу №1, затем Минералводское музыкальное училище им. В. Сафонова, фортепианное отделение.

На третьем курсе училища получила приглашение в хор оперетты и быстро освоила весь репартуар. После того, как открыла у себя вокальные возможности, поступила в Северо-Кавказский государственный институт искусств, где проучилась пять лет. В краевом театре музкомедии Пятигорска сыграла почти все сольные партии в известных опереттах. Дипломант Второго Северо-Кавказского конкурса романса им. Глинки, блистательно выступила на конкурсе молодых оперных певцов им. Н. Римского-Корсакова, который состоялся в Санкт-Петербурге, лауреат конкурса «Орфей». Сейчас в репертуаре Лидии десятки романсов и арий из разных оперетт и опер. Она с успехом выступает сольно и со своими коллегами-артистами на разных концертных площадках Москвы, Подмосковья и других городов страны.

Лидия, расскажи, как всё начиналось? Вопрос конечно стандартный, но, когда я встречаю неординарных людей мне, да и читателям нашего журнала, думаю, интересно, кто или что влияет на выбор профессии, становлении, развитии из маленького человека в профессионала с мировым именем.

На самом деле я никогда не думала, что буду петь, и не мечтала, как все девочки стать актрисой. Я была болезненным ребёнком и свою первую детскую мечту стать балериной пришлось оставить после 2-х лет занятий. Болезнь почек внесла свои коррективы. Но музыкальные способности у меня были, и мама решила, что мне нужно выучиться на учителя музыки или фортепиано чтобы хоть как-то прожить с моим заболеванием, т.к. физический труд был не для меня. Но со временем я поняла, что хоть и робкие, но попытки петь периодически были. Я пела в хоре и в простой школе-это тогда было обязательно для всех способных детей. Пела в музыкальной школе. Причём обладая высоким голосом, пела всегда партию второго сопрано. Как объяснял наш руководитель, – я прекрасно держала интонацию. Но определило моё желание петь скорее всего и то, что я росла за кулисами театра оперетты в городе Пятигорске, где моя мама трудится более 40 лет. Сначала она была главным бутафором театра, а потом из-за моей болезни переквалифицировалась в мастера головных уборов. Я знала почти наизусть все партии и реплики героев оперетт и музыкальных спектаклей (причём и женские, и мужские). Поэтому, когда я уже училась на 3-м курсе музыкального училища на фортепианном отделении, я поняла, что не хочу сидеть сутками напролёт и оттачивать исполнение Баха, Моцарта или Шумана. Плохо играть мне нельзя было, т.к. было бы стыдно, ведь мне все говорили какая я способная, музыкальная, и что у меня есть перспектива стать пианисткой высокого уровня. Но я не уже не хотела сидеть по 6-8 часов за инструментом. Я понимала, что мне нравится актёрство. Ведь как раз в этот период я устроилась на работу в наш театр в хор. И уже через месяц мне стали давать маленькие роли в спектаклях. А одной из самых ярких первых ролей была Крыса в сказке «Стойкий оловянный солдатик». Да-да! Это было здорово. Я поняла, что у меня есть способность играть характерные роли. Одна наша актриса как-то сказала, что я играю так выразительно гадкий характер, что меня хочется прибить! Это была наивысшая похвала. Но серьёзно петь я захотела не сразу. Ведь голос у меня был не на поверхности, как у многих талантливых людей, а лишь своей макушкой проклёвывался наверх. По мере того как я занималась с педагогом Иксановой Розой Альтафовной, делались выводы о том, что я могу петь. Первый вердикт был – «Ну для драматического театра будет неплохой голос», второй – «может получиться неплохая субретка», третий – «Да она может стать героиней!!! (такое амплуа для главных партий в опере, оперетте)»… В общем, через 2 года я поняла куда мне двигаться в творческом плане. А потом был институт искусств в городе Нальчике. И занятия вокалом у заведующей кафедрой, народной артистки России, заслуженной артистки КБССР Гасташевой Натальи Казбулатовны. И вот именно там я безнадёжно влюбилась в оперу и классическую музыку. Как говорят, – «аппетит приходит во время еды». Именно тогда я поняла, что моё призвание-петь, что я люблю сцену, что там я себя чувствую, как дома.

Лидия, я знаю, что у тебя было много сольных проектов, работы в театрах, участия в конкурсах. Но основная деятельность – именно концертная. Ты сама себе и импресарио, и концертмейстер. Расскажи почему так случилось.

Дело в том, что после окончания института я была приглашена в наш театр на работу и проработала солисткой театра 3 года. Но как всегда здоровье внесло изменения в мои планы. У нас прекрасный курортный город. Но из-за моей метеочувствительности приходилось трудно при любых погодных изменениях. Плюс на нервной почве я потеряла голос и никак не могла восстановиться.  И однажды приехав в гости к подруге в Москву я поняла, что мне здесь комфортно. И я приняла решение переехать сюда. Это было в 2008-м году. И как ты помнишь в стране был кризис. К сожалению, я не смогла устроиться здесь ни в один театр, и я стала думать, как дальше быть. Я решила, что буду преподавать, и параллельно пробовать делать самостоятельные концерты. Сначала было трудно, ведь я ещё полностью не восстановила голос. А потом стало получаться лучше и лучше. Концерты я начинала делать в Пятигорске, ведь там меня помнят и любят. Я стала приглашать на свои выступления своих бывших коллег по театру, друзей из института, просто творческих людей из нашего города. К каждому концерту отношусь ответственно, продумываю программу, чтобы были разные жанры, разные голоса, разные по характеру произведения, продумываю костюмы. И знаете, каждый раз всё получается на высоком подъёме. Публика уходит восторженная и тут же интересуется – «а когда будет следующий концерт?»… Это ли не наивысшая награда для артиста? А в этом году такой большой концерт я сделала в Москве в Культурном центре «Вдохновение». И как ты думаешь, что говорили зрители после концерта? Они спрашивали у администраторов, когда будет следующий концерт и где ещё можно нас услышать. Осенью нас уже ждут там снова.

Расскажи, а кто из твоих коллег по профессии произвел на тебя наибольшее впечатление, кто твой кумир?

Честно говоря, их много. В вокале я ориентировалась на разных певиц. Ведь каждый может дать что-то своё. Это и Джоан Сазерленд, и Мирелла Френи, и Монсеррат Кабалье, Рената Тебальди, Рената Скотто, Анна Моффо и много других талантливейших певиц. Но по духу и по яркости, по смелости мне близка Анна Нетребко. Она и трудоголик, талатливая певица и хулиганка одновременно. Это есть и у меня. Могу быть дотошной при подготовке концертов, нести образ на сцене, но в то же время легко и непринуждённо общаться с публикой после концерта. Ведь, в конце концов, поём мы для зрителя и любовь публики бесценна.

Ты готовишь детей к поступлению в музыкальные учебные заведения. Твой богатый многолетний практический опыт позволяет тебе научить своих воспитанников мастерству певца. А есть ли у тебя ученики, которыми ты особенно гордишься, которые сделали карьеру, завоевали престижные награды или приняли участие в конкурсах?

Учеников, сделавших карьеру немного, одна из учениц благодаря занятиям со мной поступила в Краснодар на вокальное отделение. Другая также поступила в Нальчике сначала на подготовительное отделение, потом занималась у меня в классе на основном обучении. А потом после моего отъезда окончила институт с красным дипломом и сейчас является солисткой музыкального театра. Ещё одной певице я помогла подготовиться на конкурс, и она заняла 1-место. Чаще всего я помогаю людям либо записать альбом, либо песню, и кстати, я работаю не только с классическими певцами. У меня занимались ученики и в эстрадном жанре и даже рок-певцы!! В основном у меня занимаются взрослые люди, которые хотят просто развить свой талант, либо малыши, которые ещё не прошли долгий путь к определению профессии. Но есть одна моя гордость-Машенька Юрасова. Несмотря на маленький рост и некрепкий голос она имеет настойчивость в занятиях вокалом. За 3 года она стала лауреатом и дипломантом различных конкурсов. Один из них очень престижный – «Дети в мире старинной музыки».

В одном из интервью, ты рассказывала, что всем певцам необходим коуч – человек, который будет тебя контролировать до конца жизни. Расскажи кто твой музыкальный гуру.

Это правда. Нам всем нужен взгляд со стороны. И главное, чтобы это взгляд был профессиональным. Ведь давать советы могут многие, но не все эти советы бывают правильными и полезными. Мир оперы, классического пения меняется и задачи певцов в современной опере шире. Певец должен обладать сильным голосом, но и уметь двигаться на сцене, бегать, прыгать и даже танцевать. Лет 30 назад певцам лишних движений не приходилось делать. Встали, отпели арию в зал и пошли дальше изображать театр. Старая школа, приближенная к «белому» звуку мне тоже всегда была непонятна и неудобна. Но мне помогало то что я слушала вышеперечисленных певиц и понимала, что петь надо как-то по-другому. После окончания института я искала такого педагога для себя и нашла его совершенно случайно в Москве. Первый раз сюда в 20013 году приехал с мастер-классом профессор Зальцбургской консерватории «Моцартеум»  Марио Диаз, и поняла что нашла своего учителя. Мне очень многое пришлось переосмыслить и мой голос после занятий с ним стал меняться в лучшую сторону. Он стал крепче, объёмнее, более ровным и певучим. Я открыла для себя новый репертуар, и конечно стала исполнять его в концертах.  Любой певец нуждается во взгляде со стороны, чтобы сделать своё исполнение более профессиональным. Но это не значит, что мы должны до конца своей жизни как школьники всё что учим от начала до конца делать с педагогом. Иначе артист не станет мастером. Свой взгляд нужно формировать и уметь пользоваться тем, чему тебя научили самостоятельно. Только тогда ты сможешь петь как большой артист.

Лидия, над чем ты сейчас работаешь. Возможно у тебя новый проект. Как ты планируешь строить свою карьеру в ближайшее время? Как я уже говорила, в конце октября в КЦ «Вдохновение» будет вновь мой проект – концерт «От оперы до эстрады». Есть ещё в планах сделать детский спектакль к Новогодним праздникам. Какой, пока не скажу, чтобы не сглазить. И к весне также в планах восстановить ещё один мой проект, где я была в качестве режиссёра. Это спектакль «Есенин и Дункан. История любви, жизни, смерти». Ну и петь везде где можно! Так что ближе к датам буду рада видеть на представлениях.

Автор Квасневская Ольга

Поделись

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *