С ведущей актрисой МХАТа Дубовицкой Ольгой Николаевной мы встретились в маленьком уютном кафе грузинской кухни «Самегрело».
Холодным осенним утром 2018 года мы пили чай и ожидали, когда же принесут вкуснейшие хачапури по-аджарски. Ольга Дубовицкая за свою театральную карьеру работала в Тверском академическом театре драмы, Минском драматическом, Центральном Доме актёра им. А.А. Яблочкиной, а с 1997 года ведущая актриса МХАТа им. Горького. Ей сыграно немало ролей за почти 40 лет, отданных профессии актрисы.
Расскажите немного о себе, с чего всё начиналось. Почему было принято такое решение – стать актрисой.
Про меня сценарий можно писать и кино снимать. Я родилась в городе Челябинске в простой советской семье. Папа у меня сталевар, мама – инженер. И ничто не предвещало, что я стану актрисой. Единственное, что у меня старшая сестра закончила актёрское отделение при музыкальном училище в Челябинске и стала актрисой. Вот это как-то немножко меня стимулировало. Я поступила в четыре театральных вуза.
Вы подавали документы в четыре вуза?
Первый был после восьмого класса. У меня сестра уже работала актрисой Челябинского драматического театра. После восьмого класса они набирали курс при театре. И я так под настроение случайно зашла. Там же сразу не нужно сдавать документы – аттестат допустим. Можно просто прийти с паспортом и попробовать себя. И вот я пришла, спела станцевала. Меня сразу взяли, сказали приходите. Мне было, наверное, лет 14 или 15 и естественно родители мне так сказали, да что ты даже не думай! Будешь учиться пока 10 классов не закончишь. Училась я хорошо, без троек. Фактически отличницей была, такая была мега-энергичная девушка. Потом я закончила школу и подала документы в Челябинский университет на экономический факультет.
Это был скорее выбор родителей?
Может быть. Я думала, что в жизни надо заниматься чем-то более серьёзным. Мне так казалось. И не прошла по конкурсу, не добрала полтора балла. У меня был такой стресс! Я думала жизнь закончена, рыдания, страдания. Потом я случайно встретила своих одноклассниц. При кондитерской фабрике было училище. Они пошли поступать и я с ними. В общем я ещё конфетчица – у меня красный диплом. И потом я решила поступать в институт пищевой промышленности. А так как я всегда пела и танцевала, я там организовала какую-то самодеятельность и ездила по стране с конкурсами, что-то выигрывала. В 80 году приехал к нам Тюменский драматический театр. Я случайно в газете увидела, что идёт набор в училище искусств на актёрское отделение. Я пришла прочитала стихотворение, что-то спела и главный режиссёр мне сказал: «Я Вас беру сразу на второй курс. Потому что у меня студенты сейчас на втором курсе. Приезжайте». Оставил мне координаты. Прихожу домой, родителям говорю: «Вот я поступила сразу на второй курс в Тюменское училище искусств». Они конечно были в шоке. Когда родители не актеры им очень сложно это понять. И они говорят, нет детка, в Тюмень ты не поедешь! Это слишком далеко и холодно. И папа подумал и говорит, тогда был Свердловск: «Поезжай в Свердловск, это рядом с Челябинском, если у тебя правда, что-то есть, способности какие-то значит это судьба, если нет, то пойдёшь дальше как нормальные люди работать». Я поехала в Свердловск с подружкой и поступила. Как-то легко и весело всё было. Это был третий уже театральный институт. И совсем случайно, я слышу среди абитуриентов, что можно попробовать поехать в Москву. В год Олимпиады все экзамены в театральных вузах были перенесены на осень. И я в 80 году поехала в Москву в конце августа. Как в фильме «Приходите завтра» про Фросю Бурлакову. Очень созвучно всё это. Приехала я с чемоданчиком и с авоськой с яблоками. Меня в Москве дедушка с бабушкой не встретили, мне негде было ночевать. Такая была моя первая встреча с Москвой. Потом, слава богу, мы нашлись с родственниками. Дедушка повез меня на Арбат в Щукинское училище. Я в метро никогда не была, мне было страшно. Мы туда приехали, а мне говорят: всё, уже идут экзамены!
У Вас получилось точно, как у Фроси Бурлаковой.
Вот абсолютно точно! Приходите завтра мне сказали. Я говорю завтра я не могу, я из Челябинска. Тогда сказали, придёте на следующий год.
А девушка со мной поступала, такой неземной красоты, она из Германии приехала, у неё муж служил в Германии. И она одета была нереально, не по-советски. Я на неё смотрела снизу-вверх, как на какую-то мега звезду. Она мне говорит, пойдём со мной, я знаю ещё театральный институт тут рядышком, и мы поехали на троллейбусе до ГИТИСа. Там по десять человек запускали. Мы всё прочитали и нам говорят, подождите в коридоре. И говорят все свободны, Дубовицкая зайдите. Я зашла, мне сказали приходите завтра. Я подготовилась на следующий день, прихожу, у меня волос много, я всё это накрутила, накрасила ресницы Ленинградской тушью. Огромные ресницы с пудрой себе сделала. Мне казалось это будет нереально красиво – в белой юбке на каблуках, вот такая вся прихожу в ГИТИС поступать на артистку. А в приёмной комиссии смеялись надо мной. Вроде бы я серьёзные вещи читаю, а народ там прям угорает вповалку, я была таким белым облаком пушистым, мега накрашена. Я читаю эмоционально. А там такой хохот стоял, до слёз. Мне сказали всё прекрасно, завтра будет Вас смотреть мастер курса Оскар Яковлевич Ремез и Вы пожалуйста себя немножко приберите, притушите градус красоты. Я так искренне говорю, давайте я быстренько сейчас умоюсь и приду не накрашенная. Вот этим, такой непосредственностью, такой живостью я им видимо понравилась. На следующий день я всё это прибрала, не так ярко накрасилась. Прихожу, прочитала опять весь свой репертуар, Тургенева читала «Записки охотника», про Россию читала стихи и какую-то басню Михалкова прочитала. Дальше мне сказали приносите документы на собеседование. Я прихожу, а у меня нет документов, я же в Свердловское театральное училище поступила, у меня там аттестат. А мне говорят, как же Вы приехали в Москву без документов. Я не могла тогда сказать, что уже поступила, думала, а вдруг меня здесь не возьмут, тогда я туда поеду поступать, схитрила немного в общем.
Немножко подстраховались, почему бы и нет!
Да, я думала, а вдруг меня не возьмут, а там я уже точно поступила. Мне говорят – идите к декану. Я прихожу. Он мне говорит, я сейчас пишу диссертацию – «Психология абитуриента» и первый раз в жизни с таким сталкиваюсь, чтобы девушка поступала, а у неё ни аттестата, ни каких других документов. Родители помогли мне сделать копии документов. Опять же повезло случайно. Папа приехал в аэропорт, идёт бригада ему на встречу: стюардессы, пилот. Он говорит, вот такая ситуация, нужно дочери в Москву передать документы. Стюардесса говорит, да давайте, я живу около Киевского вокзала, я всё передам, пусть дочь приедет. Мне очень часто везло на хороших людей в жизни.
Вы знаете, я могу сказать – смелость города берёт.
Хотя я с Москвой не сразу сжилась. Первые полгода, когда в ГИТИСе училась, такая зима была дождливая, +5. Я привыкла на Урале, там снег, зима. А тут у меня ноги промокали, я так хотела назад в Челябинск. Я приехала на каникулы и говорю: «Мама я возвращаюсь домой, я не могу, мне там не уютно, плохо». И мама мудрая женщина говорит: «Ты прошла такой огромный конкурс, было 150 человек на место, ну может быть ещё как-то потерпеть, хотя бы год». И уже через год я как-то свыклась с Москвой. Я благодарна маме, что я осталась в Москве.
Расскажите о годах учёбы. Всё-таки ГИТИС – это не простое учебное заведение.
Познакомилась с Ирой Розановой на курсе, пока мы были абитуриентами. Мы, ещё не зная друг друга, кто поступит, а кто нет, а у нас уже идёт дружба, знакомство. И вот с Ирой Розановой мы идём перед экзаменом по истории гулять по Москве, вместе сдаем историю и вместе поступаем. У меня удивительный курс был! Я училась с Игорем Угольниковым, с Ромой Мадяновым, с Ирой Розановой, с Сати Саакянц, которая стала Сати Спивакова, Татьяна Аугшкап, Ира Гулевская, Наташка Шостак, моя подружка, которая сейчас в театре Комедии в Питере.
А в фильмах Вы тоже снимались?
Самый такой значительный фильм – это «Марш бросок» про чеченскую войну, где я играла с Сергеем Гармашом. Там я сыграла Мать. Такой очень тяжёлый фильм, когда мать получает груз 200, погибает на Чеченской войне сын. Я люблю этот фильм. Я считаю, это главная киношная работа в моей жизни.
Чем она Вам запомнилась.
Фильм тяжёлый. Я очень искренне работала, от кончиков волос до кончиков пальцев, всю душу, всё сердце отдала, как я понимала это. Тема ещё такая. В общем по-настоящему всё.
Расскажите о своей работе после окончания ГИТИСа. Куда Вас пригласили.
Мы с моей подругой Наташей Шостак приехали в город Калинин, теперь это город Тверь, где я и познакомилась со своим мужем Валерием Гатаевым. Валера тогда уже был очень популярным артистом, уже тогда вышел фильм «Тени исчезают в полдень», где он сыграл Фрола Курганова. Наше знакомство произошло не сразу, мы, наверное, приглядывались друг к другу. В 85 году мы поехали на гастроли Витебск-Минск-Могилёв и уже в городе Витебске мы уже больше не расставались. Такой исторический момент мы приехали в Витебск июнь месяц, новая гостиница Витебск, река Днепр, огромный мост и мы идём – он во всем белом – в белых джинсах, я в белых джинсах и в кроссовках. Мы идём по мосту за ручку доходим до гостиницы и меня вызывает к себе в номер главный режиссёр – Вера Андреевна Ефремова. Я прихожу, конечно волнуюсь. Она так на меня так строго смотрит, пауза и она говорит: «Я вас видела сейчас. Вы по мосту шли с Валерием Гатаевым за ручку держались, весь театр вас видел. Вопрос серьёзный, думай детка или театр, или Гатаев выбирай»!
А почему такой выбор стоял?
Он в то время был женат. У него был взрослый сын. Я была комсомолка, он член партии и тогда это было очень серьёзно. Я так подумала и говорю, это мои первые гастроли, я первый год в театре, конечно я выбираю театр. Я для себя решила, если это судьба, то так тому и быть. Зачем я буду настежь душу открывать! Я немножко схитрила.
Ну это нормальная женская хитрость!
Но что самое удивительное, когда я вернулась в номер и Валера у меня спросил, о чём она у тебя спрашивала, я ему ответила – она поставила вопрос ребром или Гатаев или театр. Он спросил: «И что ты ответила»? Я ему говорю: «Я ответила – театр». Он мне всю жизнь это вспоминал.
В шутку скорее всего вспоминал?
Нет, как-то так серьёзно. Если бы я ответила честно, мне надо было бросить театр. Которому я отдала уже 40 лет. Даже страшно подумать, сколько лет я отдала театру.
Ну вот Вы гуляли за ручку, а потом он сделал Вам предложение?
Когда я уже пришла во МХАТ к Татьяне Васильевне Дорониной. Какие-то роли я уже играла. У нас был спектакль, где мы играли с Гатаевым про любовь «Островитянин», он был режиссёром, мы репетировали, играли, ездили по стране с этим спектаклем. И Татьяна Васильевна как-то сказала: играли, играли и доигрались. Такое часто бывает у актёров. Так сложилось, что мы репетировали какие-то спектакли, вместе работали и поженились в результате. Потом у нас две девочки родились – Таня и Маша, в Татьянин день.
А какой это был год?
Я пришла 1996 году. Была перестройка. Был период, когда Валера работал, только в театре, кино не снимали.
Как Вы пережили 90-е годы. Это был достаточно тяжёлый период для всех. Вы тогда играли?
В период с 91 по 96, когда кино не снимали. Валера работал один в театре, двое детей. Это был сложный период. У меня были периоды в жизни, когда казалось, что не переживу – ну очень сложные! Мама помогала.
Девочки родились и Вы посвятили себя полностью воспитанию. У Вас был какой-то перерыв в карьере.
Когда девочки пошли в первый класс, конечно мне казалось, что жить стало гораздо легче. Да, у меня был перерыв, но всё равно я постоянно ходила в театр на все премьеры, на спектакли. Я была в курсе всего. У меня был период в 90-е, когда моя родственница вышла замуж за турка и я две недели торговала пуховиками на рынке.
Видимо в какие-то сложные периоды, я считаю, что 90-е годы – это вообще революционные годы в нашей стране, переход из одной страны в другую, люди либо ломаются, либо выживают.
Сильнее становятся.
Ваш муж умер, к сожалению?
Да, в 2011 году. Ему было 73 года, было куча болезней, потому что Валерка, любил жизнь. Он любил, чтобы был праздник каждый день, чтобы были люди, застолье. У него было масса поклонниц и поклонников, которые его угощали и приглашали в рестораны. И в общем вот эта жизнь его подкосила. Но он уже по-другому видимо и не мог.
Вообще профессия актера очень тяжёлая. Мало кто переходит рубеж в 70 лет. Особенно это касается режиссёров – одна из самых сложных профессий. На втором месте по сроку жизни, по долголетию очень короткая. Если вспомнить режиссеров, мне кажется мало кто дожил до глубокой старости: Эфрос умер в 62 года, Ефремов в 73 года. Один Любимов у нас долгожитель. И в актёрской профессии мало долгожителей.
Скажите, а какие самые запоминающиеся были Ваши спектакли, какие самые запоминающиеся Ваши роли.
У меня не так много спектаклей. Самый главный – это «Синяя птица». Который я играю уже больше 20 лет. Его ставил Станиславский. Это единственный спектакль, который остался в истории, который сохранился ещё от Константина Сергеевича Станиславского, в таком же виде, в тех же декорациях, в тех же костюмах. Я играю Ночь. Обожаю этот спектакль! Я с таким удовольствием выхожу на сцену. Думаю, какой гениальный режиссёр, как удобно – сидишь трон у тебя, я королева Ночь, сижу и мне вот так хорошо, я палками машу. Я обожаю, когда полный зал – аншлаг и дети реагируют, переживают: открывать дверь или не открывать, они верят в это. Потом у меня есть ещё одна сказка «Сокровища Петера» немецкая Гауф автор, где я играю Мать. Я ещё играла серого Мышонка в «Дне рождения Кота Леопольда», никто не верит! Самый первый был спектакль «Валентин и Валентина» – Олег Николаевич Ефремов ставил. Я играла с Любовью Васильевной Стриженовой. Я его тоже очень любила, очень жалко, что его сняли. Вот есть спектакли «День свадьбы», «Валентин и Валентина», которые можно много лет играть, и они всегда будут находить отклик у зрителя. Всё что про любовь, всё что про жизнь обычно зритель очень хорошо принимает.
Был период, когда я не играла в театре. Потом к нам в театр пришёл Белекович. Это один из хороших людей на которых мне везло. Видимо в меня не очень поверил художественный руководитель, а пришёл Валерий Романович Белякович из массовки меня выбрал и дал мне главную роль сыграть. Это было во МХАТе. Спектакль был «Козьма Минин» Островского. Был юбилей Москвы – 850 лет. Белякович на главную женскую роль выбрал меня. Потом он поставил «На дне» где я играла Василису больше 20 лет. Спектакль живёт и я до сих пор его играю. Надеюсь, что буду играть его ещё долго! Мой любимый спектакль и режиссер.
Скажите, а Вы за границей не играли.
Нет. Я играла с белорусским театром. Я играла в сказке «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» – фрекен Бок. Мне кажется, когда, роли отдаешь много души, много сил – это потом отзывается всё. Также зритель тебя воспринимает. Жалко, что это был какой-то маленький период. Я бы с удовольствием играла дальше, потому что я там пела, танцевала. Это было 15 лет назад.
Над чем Вы сейчас работаете, Ваши творческие планы.
Сейчас я репетирую «На всякого мудреца довольно простоты». Спектакль ставит Владимир Михайлович Бейлис. Я репетирую мать главного героя. Саша Хатников репетирует главного героя. Надеюсь, что мы выпустим этот спектакль. В конце ноября состоится премьера. Я погрузилась очень глубоко в этот спектакль. Такие интересные там – мать-сын переплетения, в которых можно утонуть просто. Мне кажется если есть о чём играть, то это можно делать бесконечно. Вот спектакль «Её друзья» я играю 20 лет и как-то приходится играть так, чтобы было интересно и каждый раз по-новому.
Позавчера у меня была практически премьера. Я сыграла вчера на малой сцене в спектакле «Не всё коту масленица» – Маланью, а позавчера я сыграла Фиону. Текста много и сцены большие. И опять же актёрская профессия, ты каждый раз выходишь и каждый раз надо заново, чтобы какие-то новые интонации прозвучали. и чтобы это было на высокопрофессиональном уровне. Мне кажется с утра идёшь, думаешь о том, как ты сегодня будешь играть.
У Вас две дочки, чем они занимаются
Уже у меня две внучки. А дочки не стали актрисами. Хотя, когда они школу закончили, Маша говорит: «Мам, ну куда, может в артистки пойти». Я говорю, детка, Машенька, так как я уже много лет в театре, в профессии, и уже много знаю, много видела в этой жизни, мне кажется это такая профессия, что должен быть очень сильный внутренний позыв. Просто так в артистки ходить не надо. Профессия эта не самая простая, не самая лёгкая. Единицы у кого складывается всё идеально. Маша сейчас не работает, она сидит с ребёнком. А Таня уже 7 лет работает в театре. Она в отделе кадров работала и администратором работала и менеджером по рекламе работала. Она очень любит театр много знает про МХАТ, про актёров.
То есть Вы бы не порекомендовали актёрскую профессию, потому что это и сложно.
Мне кажется это всё-таки свыше должно быть дано. Человек должен так хотеть, что он без этого жить не может. Готов жизнь на это положить. А женская судьба она всё-таки не простая. Приходится выбирать либо театр, либо дети и муж.
Ваши любимые коллеги актрисы. Кого бы Вы могли назвать эталоном в профессии.
Мне ближе такие актрисы как Гундарева, Доронина. Когда я на них смотрю, я понимаю, про что они играют. Марина Голуб вот так внезапно ушла из жизни. Она похоронена рядом с моим мужем на Троекуровском кладбище. Мне кажется она столько несла энергии, жизни. Вот она – эталон. Она не просто красавица, холодная такая, которую можно снимать, которых сейчас много на экране женщин таких однотипных, сделанных, искусственных. Мне нравятся настоящие актрисы. Которые несут в жизнь хорошую положительную энергию.
Мне очень нравится Вера Кузьминична Васильева. Наверное, она тоже – эталон. Я очень часто с ней в жизни пересекалась. Она играла «Вишнёвый сад» в калининском драмтеатре, я видела её и за кулисами, и на сцене. Что бы вот так порхать уже в преклонном возрасте по сцене. Она всегда подтянута, всегда она элегантна, всегда умеет сформулировать свою мысль. И в тоже время очень человечна.
Для женщин, читающих журнал, чтобы Вы могли от себя сказать, пожелать.
Никогда не падать духом. В самой-самой сложной ситуации в жизни. Мы вспомнили 90-е годы. Когда казалось у тебя двое детей на руках, когда болел муж Валера. Последние годы у него был церебральный атеросклероз. Был период в жизни, когда я мало работала, когда мне казалось, что всё не справлюсь, не выживу. И вот проходит какой-то период, как сегодня с утра небо в тучках потом выглянуло солнце. Надо держаться, нельзя сдаваться, не надо опускать руки, надо жить.
Автор Квасневская Ольга
Фотограф Михаил Трофимов
Владелец кафе “Самегрело” www.samegrelo.me
Петров Дмитрий