Моя жизнь – театр! Удивительная история Ольги Дубовицкой

С ведущей актрисой МХАТа Дубовицкой Ольгой Николаевной мы встретились в маленьком уютном кафе грузинской кухни «Самегрело».

Холодным осенним утром 2018 года мы пили чай и ожидали, когда же принесут вкуснейшие хачапури по-аджарски. Ольга Дубовицкая за свою театральную карьеру работала в Тверском академическом театре драмы, Минском драматическом, Центральном Доме актёра им. А.А. Яблочкиной, а с 1997 года ведущая актриса МХАТа им. Горького. Ей сыграно немало ролей за почти 40 лет, отданных профессии актрисы.

Расскажите немного о себе, с чего всё начиналось. Почему было принято такое решение – стать актрисой.

Про меня сценарий можно писать и кино снимать. Я родилась в городе Челябинске в простой советской семье. Папа у меня сталевар, мама – инженер. И ничто не предвещало, что я стану актрисой. Единственное, что у меня старшая сестра закончила актёрское отделение при музыкальном училище в Челябинске и стала актрисой. Вот это как-то немножко меня стимулировало. Я поступила в четыре театральных вуза.

Вы подавали документы в четыре вуза?

Первый был после восьмого класса. У меня сестра уже работала актрисой Челябинского драматического театра. После восьмого класса они набирали курс при театре. И я так под настроение случайно зашла. Там же сразу не нужно сдавать документы – аттестат допустим. Можно просто прийти с паспортом и попробовать себя. И вот я пришла, спела станцевала. Меня сразу взяли, сказали приходите. Мне было, наверное, лет 14 или 15 и естественно родители мне так сказали, да что ты даже не думай! Будешь учиться пока 10 классов не закончишь. Училась я хорошо, без троек. Фактически отличницей была, такая была мега-энергичная девушка. Потом я закончила школу и подала документы в Челябинский университет на экономический факультет.

Это был скорее выбор родителей?

Может быть. Я думала, что в жизни надо заниматься чем-то более серьёзным. Мне так казалось. И не прошла по конкурсу, не добрала полтора балла. У меня был такой стресс! Я думала жизнь закончена, рыдания, страдания. Потом я случайно встретила своих одноклассниц. При кондитерской фабрике было училище. Они пошли поступать и я с ними. В общем я ещё конфетчица – у меня красный диплом. И потом я решила поступать в институт пищевой промышленности. А так как я всегда пела и танцевала, я там организовала какую-то самодеятельность и ездила по стране с конкурсами, что-то выигрывала. В 80 году приехал к нам Тюменский драматический театр. Я случайно в газете увидела, что идёт набор в училище искусств на актёрское отделение. Я пришла прочитала стихотворение, что-то спела и главный режиссёр мне сказал: «Я Вас беру сразу на второй курс. Потому что у меня студенты сейчас на втором курсе. Приезжайте». Оставил мне координаты. Прихожу домой, родителям говорю: «Вот я поступила сразу на второй курс в Тюменское училище искусств». Они конечно были в шоке. Когда родители не актеры им очень сложно это понять. И они говорят, нет детка, в Тюмень ты не поедешь! Это слишком далеко и холодно. И папа подумал и говорит, тогда был Свердловск: «Поезжай в Свердловск, это рядом с Челябинском, если у тебя правда, что-то есть, способности какие-то значит это судьба, если нет, то пойдёшь дальше как нормальные люди работать». Я поехала в Свердловск с подружкой и поступила. Как-то легко и весело всё было. Это был третий уже театральный институт. И совсем случайно, я слышу среди абитуриентов, что можно попробовать поехать в Москву. В год Олимпиады все экзамены в театральных вузах были перенесены на осень. И я в 80 году поехала в Москву в конце августа. Как в фильме «Приходите завтра» про Фросю Бурлакову. Очень созвучно всё это. Приехала я с чемоданчиком и с авоськой с яблоками. Меня в Москве дедушка с бабушкой не встретили, мне негде было ночевать. Такая была моя первая встреча с Москвой. Потом, слава богу, мы нашлись с родственниками. Дедушка повез меня на Арбат в Щукинское училище. Я в метро никогда не была, мне было страшно. Мы туда приехали, а мне говорят: всё, уже идут экзамены!

У Вас получилось точно, как у Фроси Бурлаковой.

Вот абсолютно точно! Приходите завтра мне сказали. Я говорю завтра я не могу, я из Челябинска. Тогда сказали, придёте на следующий год.

А девушка со мной поступала, такой неземной красоты, она из Германии приехала, у неё муж служил в Германии. И она одета была нереально, не по-советски. Я на неё смотрела снизу-вверх, как на какую-то мега звезду. Она мне говорит, пойдём со мной, я знаю ещё театральный институт тут рядышком, и мы поехали на троллейбусе до ГИТИСа. Там по десять человек запускали. Мы всё прочитали и нам говорят, подождите в коридоре. И говорят все свободны, Дубовицкая зайдите. Я зашла, мне сказали приходите завтра. Я подготовилась на следующий день, прихожу, у меня волос много, я всё это накрутила, накрасила ресницы Ленинградской тушью. Огромные ресницы с пудрой себе сделала. Мне казалось это будет нереально красиво – в белой юбке на каблуках, вот такая вся прихожу в ГИТИС поступать на артистку. А в приёмной комиссии смеялись надо мной. Вроде бы я серьёзные вещи читаю, а народ там прям угорает вповалку, я была таким белым облаком пушистым, мега накрашена. Я читаю эмоционально. А там такой хохот стоял, до слёз. Мне сказали всё прекрасно, завтра будет Вас смотреть мастер курса Оскар Яковлевич Ремез и Вы пожалуйста себя немножко приберите, притушите градус красоты. Я так искренне говорю, давайте я быстренько сейчас умоюсь и приду не накрашенная. Вот этим, такой непосредственностью, такой живостью я им видимо понравилась. На следующий день я всё это прибрала, не так ярко накрасилась. Прихожу, прочитала опять весь свой репертуар, Тургенева читала «Записки охотника», про Россию читала стихи и какую-то басню Михалкова прочитала. Дальше мне сказали приносите документы на собеседование. Я прихожу, а у меня нет документов, я же в Свердловское театральное училище поступила, у меня там аттестат. А мне говорят, как же Вы приехали в Москву без документов. Я не могла тогда сказать, что уже поступила, думала, а вдруг меня здесь не возьмут, тогда я туда поеду поступать, схитрила немного в общем.

Немножко подстраховались, почему бы и нет!

Да, я думала, а вдруг меня не возьмут, а там я уже точно поступила. Мне говорят – идите к декану. Я прихожу. Он мне говорит, я сейчас пишу диссертацию – «Психология абитуриента» и первый раз в жизни с таким сталкиваюсь, чтобы девушка поступала, а у неё ни аттестата, ни каких других документов. Родители помогли мне сделать копии документов. Опять же повезло случайно. Папа приехал в аэропорт, идёт бригада ему на встречу: стюардессы, пилот. Он говорит, вот такая ситуация, нужно дочери в Москву передать документы. Стюардесса говорит, да давайте, я живу около Киевского вокзала, я всё передам, пусть дочь приедет. Мне очень часто везло на хороших людей в жизни.

Вы знаете, я могу сказать – смелость города берёт.

Хотя я с Москвой не сразу сжилась. Первые полгода, когда в ГИТИСе училась, такая зима была дождливая, +5. Я привыкла на Урале, там снег, зима. А тут у меня ноги промокали, я так хотела назад в Челябинск. Я приехала на каникулы и говорю: «Мама я возвращаюсь домой, я не могу, мне там не уютно, плохо». И мама мудрая женщина говорит: «Ты прошла такой огромный конкурс, было 150 человек на место, ну может быть ещё как-то потерпеть, хотя бы год». И уже через год я как-то свыклась с Москвой. Я благодарна маме, что я осталась в Москве.

Расскажите о годах учёбы. Всё-таки ГИТИС – это не простое учебное заведение.

Познакомилась с Ирой Розановой на курсе, пока мы были абитуриентами. Мы, ещё не зная друг друга, кто поступит, а кто нет, а у нас уже идёт дружба, знакомство. И вот с Ирой Розановой мы идём перед экзаменом по истории гулять по Москве, вместе сдаем историю и вместе поступаем. У меня удивительный курс был! Я училась с Игорем Угольниковым, с Ромой Мадяновым, с Ирой Розановой, с Сати Саакянц, которая стала Сати Спивакова, Татьяна Аугшкап, Ира Гулевская, Наташка Шостак, моя подружка, которая сейчас в театре Комедии в Питере.

А в фильмах Вы тоже снимались?

Самый такой значительный фильм – это «Марш бросок» про чеченскую войну, где я играла с Сергеем Гармашом. Там я сыграла Мать. Такой очень тяжёлый фильм, когда мать получает груз 200, погибает на Чеченской войне сын. Я люблю этот фильм. Я считаю, это главная киношная работа в моей жизни.

Чем она Вам запомнилась.

Фильм тяжёлый. Я очень искренне работала, от кончиков волос до кончиков пальцев, всю душу, всё сердце отдала, как я понимала это. Тема ещё такая.  В общем по-настоящему всё.

Расскажите о своей работе после окончания ГИТИСа. Куда Вас пригласили.

Мы с моей подругой Наташей Шостак приехали в город Калинин, теперь это город Тверь, где я и познакомилась со своим мужем Валерием Гатаевым. Валера тогда уже был очень популярным артистом, уже тогда вышел фильм «Тени исчезают в полдень», где он сыграл Фрола Курганова. Наше знакомство произошло не сразу, мы, наверное, приглядывались друг к другу. В 85 году мы поехали на гастроли Витебск-Минск-Могилёв и уже в городе Витебске мы уже больше не расставались. Такой исторический момент мы приехали в Витебск июнь месяц, новая гостиница Витебск, река Днепр, огромный мост и мы идём – он во всем белом – в белых джинсах, я в белых джинсах и в кроссовках. Мы идём по мосту за ручку доходим до гостиницы и меня вызывает к себе в номер главный режиссёр – Вера Андреевна Ефремова. Я прихожу, конечно волнуюсь. Она так на меня так строго смотрит, пауза и она говорит: «Я вас видела сейчас. Вы по мосту шли с Валерием Гатаевым за ручку держались, весь театр вас видел. Вопрос серьёзный, думай детка или театр, или Гатаев выбирай»!

А почему такой выбор стоял?

Он в то время был женат. У него был взрослый сын. Я была комсомолка, он член партии и тогда это было очень серьёзно. Я так подумала и говорю, это мои первые гастроли, я первый год в театре, конечно я выбираю театр. Я для себя решила, если это судьба, то так тому и быть. Зачем я буду настежь душу открывать! Я немножко схитрила.

Ну это нормальная женская хитрость!

Но что самое удивительное, когда я вернулась в номер и Валера у меня спросил, о чём она у тебя спрашивала, я ему ответила – она поставила вопрос ребром или Гатаев или театр. Он спросил: «И что ты ответила»? Я ему говорю: «Я ответила – театр». Он мне всю жизнь это вспоминал.

В шутку скорее всего вспоминал?

Нет, как-то так серьёзно. Если бы я ответила честно, мне надо было бросить театр. Которому я отдала уже 40 лет. Даже страшно подумать, сколько лет я отдала театру.

Ну вот Вы гуляли за ручку, а потом он сделал Вам предложение?

Когда я уже пришла во МХАТ к Татьяне Васильевне Дорониной. Какие-то роли я уже играла. У нас был спектакль, где мы играли с Гатаевым про любовь «Островитянин», он был режиссёром, мы репетировали, играли, ездили по стране с этим спектаклем. И Татьяна Васильевна как-то сказала: играли, играли и доигрались. Такое часто бывает у актёров. Так сложилось, что мы репетировали какие-то спектакли, вместе работали и поженились в результате. Потом у нас две девочки родились – Таня и Маша, в Татьянин день.

А какой это был год?

Я пришла 1996 году. Была перестройка. Был период, когда Валера работал, только в театре, кино не снимали.

Как Вы пережили 90-е годы. Это был достаточно тяжёлый период для всех. Вы тогда играли?

В период с 91 по 96, когда кино не снимали. Валера работал один в театре, двое детей. Это был сложный период. У меня были периоды в жизни, когда казалось, что не переживу – ну очень сложные! Мама помогала.

Девочки родились и Вы посвятили себя полностью воспитанию. У Вас был какой-то перерыв в карьере.

Когда девочки пошли в первый класс, конечно мне казалось, что жить стало гораздо легче. Да, у меня был перерыв, но всё равно я постоянно ходила в театр на все премьеры, на спектакли. Я была в курсе всего. У меня был период в 90-е, когда моя родственница вышла замуж за турка и я две недели торговала пуховиками на рынке.

Видимо в какие-то сложные периоды, я считаю, что 90-е годы – это вообще революционные годы в нашей стране, переход из одной страны в другую, люди либо ломаются, либо выживают.

Сильнее становятся.

Ваш муж умер, к сожалению?

Да, в 2011 году. Ему было 73 года, было куча болезней, потому что Валерка, любил жизнь. Он любил, чтобы был праздник каждый день, чтобы были люди, застолье. У него было масса поклонниц и поклонников, которые его угощали и приглашали в рестораны. И в общем вот эта жизнь его подкосила. Но он уже по-другому видимо и не мог.

Вообще профессия актера очень тяжёлая. Мало кто переходит рубеж в 70 лет. Особенно это касается режиссёров – одна из самых сложных профессий. На втором месте по сроку жизни, по долголетию очень короткая. Если вспомнить режиссеров, мне кажется мало кто дожил до глубокой старости: Эфрос умер в 62 года, Ефремов в 73 года. Один Любимов у нас долгожитель. И в актёрской профессии мало долгожителей.

Скажите, а какие самые запоминающиеся были Ваши спектакли, какие самые запоминающиеся Ваши роли.

У меня не так много спектаклей. Самый главный – это «Синяя птица». Который я играю уже больше 20 лет. Его ставил Станиславский. Это единственный спектакль, который остался в истории, который сохранился ещё от Константина Сергеевича Станиславского, в таком же виде, в тех же декорациях, в тех же костюмах. Я играю Ночь.  Обожаю этот спектакль! Я с таким удовольствием выхожу на сцену. Думаю, какой гениальный режиссёр, как удобно – сидишь трон у тебя, я королева Ночь, сижу и мне вот так хорошо, я палками машу. Я обожаю, когда полный зал – аншлаг и дети реагируют, переживают: открывать дверь или не открывать, они верят в это. Потом у меня есть ещё одна сказка «Сокровища Петера» немецкая Гауф автор, где я играю Мать. Я ещё играла серого Мышонка в «Дне рождения Кота Леопольда», никто не верит! Самый первый был спектакль «Валентин и Валентина» – Олег Николаевич Ефремов ставил. Я играла с Любовью Васильевной Стриженовой. Я его тоже очень любила, очень жалко, что его сняли. Вот есть спектакли «День свадьбы», «Валентин и Валентина», которые можно много лет играть, и они всегда будут находить отклик у зрителя. Всё что про любовь, всё что про жизнь обычно зритель очень хорошо принимает.

Был период, когда я не играла в театре. Потом к нам в театр пришёл Белекович. Это один из хороших людей на которых мне везло. Видимо в меня не очень поверил художественный руководитель, а пришёл Валерий Романович Белякович из массовки меня выбрал и дал мне главную роль сыграть. Это было во МХАТе. Спектакль был «Козьма Минин» Островского. Был юбилей Москвы – 850 лет. Белякович на главную женскую роль выбрал меня. Потом он поставил «На дне» где я играла Василису больше 20 лет. Спектакль живёт и я до сих пор его играю. Надеюсь, что буду играть его ещё долго! Мой любимый спектакль и режиссер.

Скажите, а Вы за границей не играли.

Нет. Я играла с белорусским театром. Я играла в сказке «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» – фрекен Бок. Мне кажется, когда, роли отдаешь много души, много сил – это потом отзывается всё. Также зритель тебя воспринимает. Жалко, что это был какой-то маленький период. Я бы с удовольствием играла дальше, потому что я там пела, танцевала. Это было 15 лет назад.

Над чем Вы сейчас работаете, Ваши творческие планы.

Сейчас я репетирую «На всякого мудреца довольно простоты». Спектакль ставит Владимир Михайлович Бейлис. Я репетирую мать главного героя. Саша Хатников репетирует главного героя. Надеюсь, что мы выпустим этот спектакль. В конце ноября состоится премьера. Я погрузилась очень глубоко в этот спектакль. Такие интересные там – мать-сын переплетения, в которых можно утонуть просто. Мне кажется если есть о чём играть, то это можно делать бесконечно. Вот спектакль «Её друзья» я играю 20 лет и как-то приходится играть так, чтобы было интересно и каждый раз по-новому.

Позавчера у меня была практически премьера. Я сыграла вчера на малой сцене в спектакле «Не всё коту масленица» – Маланью, а позавчера я сыграла Фиону. Текста много и сцены большие. И опять же актёрская профессия, ты каждый раз выходишь и каждый раз надо заново, чтобы какие-то новые интонации прозвучали. и чтобы это было на высокопрофессиональном уровне. Мне кажется с утра идёшь, думаешь о том, как ты сегодня будешь играть.

У Вас две дочки, чем они занимаются

Уже у меня две внучки. А дочки не стали актрисами. Хотя, когда они школу закончили, Маша говорит: «Мам, ну куда, может в артистки пойти». Я говорю, детка, Машенька, так как я уже много лет в театре, в профессии, и уже много знаю, много видела в этой жизни, мне кажется это такая профессия, что должен быть очень сильный внутренний позыв. Просто так в артистки ходить не надо. Профессия эта не самая простая, не самая лёгкая. Единицы у кого складывается всё идеально. Маша сейчас не работает, она сидит с ребёнком. А Таня уже 7 лет работает в театре. Она в отделе кадров работала и администратором работала и менеджером по рекламе работала. Она очень любит театр много знает про МХАТ, про актёров.

То есть Вы бы не порекомендовали актёрскую профессию, потому что это и сложно.

Мне кажется это всё-таки свыше должно быть дано. Человек должен так хотеть, что он без этого жить не может. Готов жизнь на это положить. А женская судьба она всё-таки не простая. Приходится выбирать либо театр, либо дети и муж.

Ваши любимые коллеги актрисы. Кого бы Вы могли назвать эталоном в профессии.

Мне ближе такие актрисы как Гундарева, Доронина. Когда я на них смотрю, я понимаю, про что они играют. Марина Голуб вот так внезапно ушла из жизни. Она похоронена рядом с моим мужем на Троекуровском кладбище. Мне кажется она столько несла энергии, жизни. Вот она – эталон. Она не просто красавица, холодная такая, которую можно снимать, которых сейчас много на экране женщин таких однотипных, сделанных, искусственных. Мне нравятся настоящие актрисы. Которые несут в жизнь хорошую положительную энергию.

Мне очень нравится Вера Кузьминична Васильева. Наверное, она тоже – эталон. Я очень часто с ней в жизни пересекалась. Она играла «Вишнёвый сад» в калининском драмтеатре, я видела её и за кулисами, и на сцене. Что бы вот так порхать уже в преклонном возрасте по сцене. Она всегда подтянута, всегда она элегантна, всегда умеет сформулировать свою мысль. И в тоже время очень человечна.

Для женщин, читающих журнал, чтобы Вы могли от себя сказать, пожелать.

Никогда не падать духом. В самой-самой сложной ситуации в жизни. Мы вспомнили 90-е годы. Когда казалось у тебя двое детей на руках, когда болел муж Валера. Последние годы у него был церебральный атеросклероз. Был период в жизни, когда я мало работала, когда мне казалось, что всё не справлюсь, не выживу. И вот проходит какой-то период, как сегодня с утра небо в тучках потом выглянуло солнце. Надо держаться, нельзя сдаваться, не надо опускать руки, надо жить.

Автор Квасневская Ольга

Фотограф Михаил Трофимов

Владелец кафе “Самегрело” www.samegrelo.me

Петров Дмитрий

Поделись

Рекомендованные статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *